Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №6(24)'06

Бриллиантовая система

      Бриллиантовая система – способ расчета ударов от бортов с помощью вкрапленных в поручни борта особых отметок – «бриллиантов». Бриллианты – это 18 разметок на бортах игрового стола, которые помогают проводить геометрические измерения.


      Бриллиантовая система широко используется в трехбортном карамболе, а также в пуле, когда невозможен прямой удар по очередному (легальному) шару. Бриллиантовая система построена в расчете на умеренно слабое естественное качение битка, обеспечивающее естественные углы отражения от борта. Естественное вращение – натуральное вращение шара без присутствия эффекта вращения в горизонтальной плоскости. Катящийся биток сочетает поступательное движение с естественным верхним вращением.

      С увеличением силы удара начинает сказываться бортовой эффект. Бортовой эффект – эффект сужения угла отражения шара от борта с увеличением силы удара. Это явление объясняется тем, что при более глубоком «вминании» шара в большей степени проявляется эффект гашения продольной составляющей скорости за счет трения о бортовое сукно, в то время как поперечная изменяет направление на противоположное, почти не изменяясь по величине. Бортовой эффект необходимо учитывать при выполнении дуплетов. Для компенсации бортового эффекта используют бегущий винт.
      Бегущий винт – разновидность эффе. Используется, прежде всего, для расширения угла отражения битка от борта или для увеличения скорости движения битка при выполнении выходов, отыгрышей и ударов от борта.


Основные правила пользования бриллиантовой системой:

      При прицеливании необходимо целиться непосредственно в бриллиант, а не в точку на борту напротив бриллианта.

      Следует наносить удар выше центра битка с небольшим бегущим винтом и плавным сопровождением битка. При жестком отрывистом или слишком сильном ударе угол отражения сужается. Жесткий удар – удар с плохой амортизацией отдачи, практически без сопровождения битка. Жесткий удар не обеспечивает ни контролируемой силы, ни заданной точности, ни передачи битку заданного вращения. Жесткость удара связана, прежде всего, с чрезмерным сжатием кия и напряжением кистевого сустава.

      Поскольку все столы имеют разное качество, разную силу отскока от борта и разную жесткость бортов, то на каждом конкретном столе нужно слегка корректировать удар и расчет точки прицеливания.

      Система применима только для ударов с естественными углами отражения, то есть к естественному качению.

      Бриллиантовая система предусматривает дробные значения прицельных и исходных чисел.


«Cистема трех бортов»

      Для того чтобы понять суть системы бриллиантов, используем наиболее применимый вариант в практике – это «система трех бортов».

      При условии, что верхний длинный борт – это первый борт соударения битка с резиной, обозначим бриллианты определенными числами. Черные цифры соответствуют расчету движения объектного шара, а красные – битка. Все расчеты необходимо проводить от края бортовой резины напротив бриллиантов.

      На рисунке показана игровая ситуация, при помощи которой мы можем рассмотреть наиболее простой вариант применения системы бриллиантов. Итак, необходимо найти число, которое отвечает расположению объектного шара. Так как объектным шарам соответствуют черные цифры, то шар № 1 находится напротив числа 10. Соответственно биток расположен напротив красного числа 25. Точка прицеливания для битка на резине длинного борта обозначим как «x». Под «x» подразумевается черная цифра, которая определяется при вычитании из числа соответствующего битку числа объектного шара. То есть, x = 25 – 10 = 15.





Виктория Нагорная