Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №4(28)'07

Концентрация в практике бильярдиста

      Бильярд – это вид спорта, который требует высокой точности движений, успеха в этой игре достигают люди, которые имеют узкое внутреннее внимание и умеют его концентрировать на внутренней мобилизации. При этом различные внешние ситуации могут потребовать от бильярдиста изменения типа внимания. Вследствие воздействия в соревновательной деятельности внутренних (психологических) и внешних (соперник, зрители и др.) раздражителей кумулятивным результатом является рассеивание внимания, что и приводит к ухудшению результативности.

      Специальное интеллектуальное совершенствование бильярдиста включает тактическое мышление и умение выделять информацию, которая поступает в процессе выполнения упражнений или игры. То есть, необходимо направлять внимание на наиболее значимые в данный момент объекты и действия, прогнозируя дальнейшее развитие событий в игровой ситуации, принимая правильное решение. Тренеры, формируя у начинающих бильярдистов навыки управления вниманием, должны стремиться к фокусировке сознания на главном в данный момент объекте. Высокий уровень развития кратковременной памяти способствует более эффективному решению игровых задач в бильярде.

      В связи с недостаточным развитием научно-методической базы специалистами в области бильярда тема концентрации внимания не была достаточно исследована, при этом она может способствовать совершенствованию практических навыков спортсменов и улучшению результативности.


      Целью исследования стало определение влияния уровня концентрации внимания в спортивной деятельности бильярдистов. В нем приняли участие 30 спортсменов зрелого возраста и одинаковой квалификации на базе Национального университета физического воспитания и спорта Украины. Исследователи использовали модифицированный Нагорной В.O. специализированный для пула тест для определения сосредоточения внимания.

      На игровой поверхности стола инструктор расставляет 9 объектных шаров (от № 1 до № 9) в произвольном порядке расположения. Задача испытуемого - за 30 предложенных секунд запомнить место расположения каждого шара и, после того как инструктор соберет все шары, попытаться расставить их в исходное положение. Для создания равных условий для всех испытуемых, предлагается стандартная расстановка шаров. Фиксировалось время поиска первого числа или объектного шара, по показателю которого судили про сосредоточение внимания.

      Этот тест является моделью решения игровой ситуации в дисциплине пула – «Девятка». По правилам соревнований, на каждый удар игрока дается 35 секунд. После разбития пирамиды бильярдист должен успеть изучить ситуацию на столе, определить место нахождения конкретных по нумерации шаров и выбрать правильную тактику для решения задания. Также выполнить первый удар. Результативность в бильярде определяется количеством собранных шаров за подход в игровой ситуации. Для начинающих этот метод определения результативности не информативен, поэтому было использовано тестовое упражнение, предложенное Йорганом Сендманом «6 шаров» (или «СС») (см. статью «уроки от Виктории Нагорной).

      Упражнение «СС» характеризует тактическое мышление бильярдиста, что обуславливает наилучший результат в постоянно изменяющихся условиях игры. Оценка проводилась по 24-балльной системе.

      Как мы видим из таблицы, с увеличением уровня специальной подготовленности, а конкретнее, результативности игровой деятельности бильярдиста, уменьшается время, которое тратится на поиск первого шара. То есть, сосредоточение внимания у бильярдистов улучшаетсяв процессе роста спортивного мастерства. Полученные результаты позволяют сделать такие выводы.

123
Результативность бильярдиста,
кол-во баллов
15,1517,3719,45
Сосредоточение внимания
 (время поиска первого шара), сек.
4,13,53,0


      Концентрация внимания имеет большое значение в спортивной деятельности бильярдиста и способствует улучшению результативности. Сосредоточение внимания у бильярдистов улучшается в процессе роста спортивного мастерства, что следует учитывать при построении учебно-тренировочного процесса у начинающих бильярдистов.



Татьяна Веккер
Студентка НУФВСУ