Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №1(31)'08

Малая «Восьмерка»

      Если рассматривать три основные игры пула, то очевидным является тот факт, что при одинаковой технической подготовке бильярдистов спортсмен может быть сильнее в одной дисциплине по сравнению с другой. Объяснить это можно разным тактическим, а может даже и стратегическим, подходом к этим играм. «Девятка» – это веселая, динамичная, зрелищная игра. Она любит игроков рисковых и решительных. В игре «14+1» доминирует некоторая степенность, хладнокровная монотонность, поэтому ей отдают предпочтение опытные, серьезные спортсмены. Особой игрой является и «Восьмерка», игра - золотой разрез риска и осторожности, атаки и защиты. Эта «черная королева пула» любит того, кто разгадал и понял ее и наказывает тех, кто ее недооценивает. Тактические изыски и сложность решаемых задач легко могут соблазнить неопытного игрока на шаг, который приведет к ошибке.

      Например, это единственная игра пула, где может возникнуть ситуация, выход из которой - переиграть данный фрейм. Имеется в виду «патовая» позиция. Если за 3 последовательных подхода к столу каждого из игроков (6 подходов в совокупности) судья (если нет судьи, то оба игрока) считает, что попытка забить в лузу или привести в движение какой либо из прицельных шаров приведет к поражению в партии, то в этом случае шары расставляются заново и партия переигрывается. Начальный удар должен выполнять игрок, который начал партию, признанную «патовой». Правило о «патовой» позиции может применяться независимо от количества шаров на столе.

      Для того, чтобы «коварная «Восьмерка» превратилась в доброго друга, необходимо хорошо подготовиться ко встрече с ней. Ведь нередко первая встреча становится решающей для формирования хороших отношений. Поэтому рекомендую заводить знакомство через родственников, а точнее, через младшую сестру – малую «Восьмерку». Если найдете подход к «младшенькой», то раскусите и саму «Восьмерку». Правила малой «Восьмерки» отличаются от «Восьмерки» только количеством используемых прицельных шаров.


      Цель игры. Малая «Восьмерка» является заказной игрой. В игре используется биток и 9 прицельных шаров, 4 цельных, 4 полосатых и один шар № 8. Один из игроков должен забить в лузы цельные шары, а другой – полосатые шары. Игрок, который в любой последовательности забивает сначала все шары своей группы, а затем правильным ударом забивает шар № 8, считается победителем.

      Заказ. Очевидные прицельные шары можно не заказывать. Соперник имеет право уточнить шар и лузу, если он сомневается в намерениях противника. Удары от бортов (дуплет, абриколь) и комбинированные удары очевидными не считаются. В таких случаях как прицельный шар, так и луза должны быть названы. Любые шары, забитые с нарушением, остаются в лузе, независимо от того, принадлежат ли они игроку, выполняющему удар, или сопернику. Начальный удар не является заказным. Любой игрок, выполнивший начальный удар, может продолжать игру до тех пор, пока он правильными ударами забивает в лузы свои прицельные шары.

      Расстановка шаров. Шары устанавливаются в форме ромба на нижней стороне стола, с восьмеркой в центре пирамиды, передний шар пирамиды устанавливается на нижней точке.

      Правильный начальный удар (разбитие). (Определение) Для того чтобы выполнить правильный начальный удар (с руки из дома) игрок должен либо (1) забить шар в лузу, либо (2), по меньшей мере, 4 прицельных шара должны коснуться бортов. Невыполнение этих требований является нарушением. Вступающий в игру соперник имеет право выбора: либо (1) принять сложившуюся позицию на столе и произвести очередной удар, либо (2) после повторной расстановки шаров сам произвести разбитие или уступить его нарушителю.

      Биток в лузе при правильном начальном ударе (разбитии). Если при правильном начальном ударе игрок забивает в лузу биток, то (1) все упавшие в лузы шары остаются в лузах (за исключением восьмерки), (2) это является нарушением, (З) стол остается открытым. Вступающий в игру соперник выполняет удар с руки из дома; при этом он не имеет права напрямую наносить удар по прицельному шару, находящемуся в доме. Игрок должен сначала послать биток за пределы дома и возвратить его в дом от борта, а потом ударить по объектному шару.

      Объектные шары, выскочившие за борт, при выполнении начального удара. Если при разбитии прицельный шар выскочил за борт, то это является нарушением. Вступающий в игру соперник имеет право выбора: либо (1) принять сложившуюся позицию на столе и произвести очередной удар, либо (2) произвести удар с руки из дома.

      Падение в лузу восьмерки при разбитии. Если в результате разбития в лузу упала восьмерка, то игрок, выполнявший этот удар, имеет право либо произвести разбитие заново, либо выставить восьмерку на нижнюю точку и продолжить игру. Если же игрок, выполняющий разбитие, забивает в лузу кроме восьмерки еще и биток, то вступающий в игру соперник имеет право либо повторить разбитие, либо выставить восьмерку на нижнюю точку и начать игру с руки из дома.

      Открытый стол. (Определение) Стол является «открытым» до тех пор, пока выбор группы шаров (полосатых или сплошных) еще не определен. Пока стол открыт, можно наносить удар по сплошному шару, чтобы забить полосатый, и наоборот.
      Примечание: стол всегда является «открытым» сразу же после разбития. Пока стол «открыт», разрешено наносить удар по любому шару – сплошному, полосатому или восьмерке, для того чтобы сыграть в лузу заказанный полосатый или сплошной шар. Однако при «открытом” столе, если биток вначале ударяет по восьмерке, то это является нарушением, и ни один полосатый или сплошной шар не засчитывается в пользу игрока. Его серия заканчивается, все сыгранные шары остаются в лузах, и вступающий в игру соперник наносит удары по шарам при «открытом» столе. Все неправильно сыгранные шары при «открытом» столе остаются в лузах.

      Выбор группы шаров. При завершении начального удара выбор группы шаров (сплошных или полосатых) еще не определяется даже в тех случаях, когда в лузы упали шары только одной группы или обеих групп. После разбития стол всегда открыт. Выбор группы шаров определяется только после того, как игрок правильным ударом забивает в лузу заказанный прицельный шар после разбития.

      Правильный удар. При выполнении любого удара (за исключением разбития и при открытом столе) игрок обязан в первую очередь коснуться битком шара своей группы, а затем либо (1) забить один из прицельных шаров в лузу, либо (2) довести до борта биток или какой-нибудь из прицельных шаров. Удар битка о борт до последующего контакта с легальным прицельным шаром допустим. Однако после этого либо прицельный шар должен упасть в лузу, либо биток или любой из прицельных шаров должен коснуться борта. Невыполнение данных требований является нарушением.

      Отыгрыш. Из тактических соображений игрок может принять решение забить очевидный шар и прервать свою серию у стола, объявив до удара «отыгрыш». «Отыгрыш» считается разрешенным ударом. Если игрок хочет отыграться, забив очевидный прицельный шар, то игрок должен до удара объявить об «отыгрыше» своему сопернику. Игрок несет ответственность за уведомление соперника о своем намерении выполнить «отыгрыш». Если игрок не объявил «отыгрыш» и забил один из шаров в лузу, то он обязан произвести следующий удар. Любой прицельный шар, забитый в лузу при «отыгрыше», остается в лузе.

      Ход игры. Любой из игроков имеет право продолжать удары до тех пор, пока не совершит промаха в правильной кладке шаров своей группы. Забив последний шар своей группы, игрок может забивать восьмерку.

      Наказание за нарушение. Вступающий в игру соперник играет с руки. Это означает, что игрок может установить биток в любом месте стола (биток не обязательно должен находиться в доме, за исключением начального удара). Данное правило является предупредительной мерой, удерживающей игрока от совершения умышленных нарушений, которые бы поставили соперника в невыгодное положение. При игре с руки игрок может устанавливать биток на столе рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движения кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара (правильного или неправильного).

      Неправильно сыгранные шары. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах и засчитываются в пользу бьющего игрока, играющего конкретной группой шаров, сплошных или полосатых.

      Выскочившие за борт прицельные шары. Если любой из прицельных шаров выскочил за борт, то это является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Но если за борт выскочила восьмерка, это приводит к поражению в партии. Любые выскочившие прицельные шары не выставляются.

      Проигрыш партии. Партия считается проигранной, если игрок совершил следующие нарушения:
      1) восьмерка забита с нарушением правил;
      2) восьмерка падает в лузу одновременно (при том же ударе) с последним шаром группы бьющего;
      3) восьмерка выскакивает за борт в любой момент игры;
      4) восьмерка забита в незаказанную лузу;
      5) восьмерка забита до того как сыграны все шары своей группы.

      Примечания:
      Все нарушения должны объявляться до нанесения следующего удара, иначе считается, что никакого нарушения не произошло.
      Три нарушения подряд, совершенные одним из игроков, не приводят к поражению партии.



Виктория Нагорная
мастер спорта,
преподаватель Школы бильярда и
кафедры игровых видов спорта НУФВСУ