Общие правила пирамиды

Пирамида представляет собой разновидность мирового лузного бильярда со своими особыми правилами и требованиями к бильярдному оборудованию.

Официальные соревнования проводятся по следующим дисциплинам пирамиды:

1. Свободная пирамида

2. Комбинированная пирамида

3. Динамичная пирамида

4. Классическая пирамида

 

Общие правила пирамиды

1. Бильярдное оборудование и аксессуары

При игре в каждую из описанных ниже разновидностей пирамиды следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие «Техническим требованиям МКП к бильярдному оборудованию».

 

2. Разметка бильярдного стола

2.1. На игровой поверхности бильярдного стола должны быть четко и аккуратно нанесены следующие линии и отметки:

(1) Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

(2) Центральная линия – прямая, проведенная через центральную отметку параллельно коротким бортам. Центральная линия делит игровую поверхность стола на две половины – переднюю и заднюю.

(3) Передняя  отметка – точка, расположенная в центре передней половины игровой поверхности стола.

(4) Линия дома – прямая, проведенная через переднюю отметку параллельно переднему борту.

(5) Задняя отметка – точка, расположенная в центре задней половины игровой поверхности стола.

(6) Линия выставления шаров – часть продольной линии стола, проведенная от задней отметки до середины заднего борта.

2.2. Домом называется часть игровой поверхности стола, заключенная между линией дома и передним бортом.

 

 3. Используемые шары

Стандартный набор из шестнадцати пирамидных бильярдных шаров: пятнадцать белых (цвета слоновой кости) шаров с номерами от 1 до 15-ти и один цветной (предпочтительно желтый) шар без номера.

 

4. Биток и прицельные шары

4.1. Битком называется шар, по которому наносят удар кием в процессе игры.

4.2. Все остальные шары на игровой поверхности стола кроме битка являются прицельными.

 

5. Удар кием по битку

5.1. Удар по битку должен наноситься только наклейкой кия в направлении его продольной оси. В противном случае – штраф.

5.2. При нанесении удара по битку по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. В противном случае налагается штраф.

 

6. Соударение битка с прицельным шаром

6.1. Соударение (касание) битка с одним из прицельных шаров (сопровождающееся передачей движения от битка прицельному шару) является обязательным условием любого правильного удара.

6.2. Если биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, налагается штраф.

6.3. Биток может ударить прицельный шар как напрямую, так и от любого борта (бортов).

6.4. Удар по битку в сторону от соприкасающегося прицельного шара (без передачи ему движения) не считается за соударение битка с этим прицельным шаром. Если после этого биток не коснулся ни одного из прицельных шаров, налагается штраф (см. п.6.2).

 

7. Очередность ударов

7.1. Если в результате правильного удара в лузу забит шар, то игрок получает право на следующий удар.

7.2. Если в результате правильного удара ни один шар не забит в лузу, то право следующего удара переходит к сопернику.

7.3. За удар вне очереди налагается  штраф.

7.4. Если при выполнении удара нарушены правила, то соперник имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия  со стола на полку предусмотренного правилами штрафного шара:

(1) сам произвести следующий удар, или

(2) передать его игроку, нарушившему правила.

 

8. Розыгрыш начального удара

8.1. При розыгрыше начального удара используется следующая процедура. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.

8.2. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если:

(1) шар зашел на половину соперника,

(2) не достиг заднего борта,

(3) упал в лузу,

(4) выскочил за борт,

(5) коснулся длинного борта или

(6) коснулся заднего борта более одного раза.

8.3. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.

8.4. Победитель розыгрыша имеет право:

(1) сам произвести начальный удар или

(2) передать его сопернику.

 

 

9. Исходная расстановка шаров

9.1. Перед начальным ударом пятнадцать белых шаров устанавливаются в форме равностороннего треугольника (пирамиды) с вершиной на задней отметке стола и основанием параллельно заднему борту. Каждый шар должен соприкасаться с рядом стоящими шарами.

При расстановке шаров следует использовать стандартный треугольник.

9.2. Цветной шар, используемый в качестве битка при выполнении начального удара, располагается в доме.

9.3. По ходу игры могут возникать ситуации, предусматривающие установку неполной пирамиды (см. п.13.2 и п.26.2, а также раздел 1, п.19.1). При установке неполной пирамиды соблюдаются все требования, предъявляемые к установке полной пирамиды. Отличия состоят в следующем::

Неполная пирамида заполняется в направлении от вершины к основанию. Основание (нижний ряд) заполняется от середины к краям симметрично относительно продольной оси стола. Для достижения полной симметрии в нижний ряд в случае необходимости перемещают шар из вершины пирамиды.

 

10. Положение шара

Положение шара определяется положением его центра.

 

11. Дом и линия дома

11.1. Линия дома не является частью дома.

11.2. Шар, стоящий на линии дома, считается распложенным вне дома.

 

12. Введение битка в игру (начало игры)

12.1. Биток вводится в игру начальным ударом с руки из дома.

12.2. В качестве битка при выполнении начального удара всегда следует использовать цветной шар.

12.3. Игрок, вступающий в игру первым, может устанавливать биток  в любой точке дома, но не на линии дома (см. п.10 и п.11).

Если биток установлен вне дома, то судья или соперник должны предупредить об этом вступающего в игру игрока до нанесения им удара. В противном случае считается, что биток введен в игру правильно.

Если вступающий в игру предупрежден о неправильном положении битка, он обязан его поправить.

12.4. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия (см. п.5).

12.5. До тех пор пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой и кием (включая наклейку), однако, после того как биток установлен, любой удар по битку рассматривается как введение его в игру.

 

13. Правильный начальный удар

13.1. Начальный удар считается правильным, если после соударения  битка с одним из прицельных шаров:

(1) один из шаров правильно забит в любую лузу; или

(2) по меньшей мере три различных прицельных шара коснулись борта (бортов); или

(3) два различных прицельных шара коснулись борта (бортов) и, кроме того,хотя бы один (любой из первых двух или какой-либо другой ) прицельный шар пересек центральную линию.

Если ни одно из указанных требований не выполнено, налагается штраф.

13.2. Если правила начального удара нарушены, то соперник после снятия со стола на полку штрафного шара имеет право:

(1) принять сложившуюся позицию и продолжить игру; или

(2) принять сложившуюся позицию и передать удар игроку, нарушившему правила; или

(3) расставив шары заново, сам произвести начальный удар; или

(4) расставив шары заново, передать начальный удар игроку, нарушившему правила.

Примечание: При расстановке шаров заново после снятия штрафного шара  следует руководствоваться правилами выставления неполной пирамиды (см. п.9.3.).

 

14. Очередность начального удара

В каждой последующей партии соперники начинают по очереди.

 

15. Начало и завершение удара

15.1. Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)

15.2. Запрещается наносить следующий удар до завершения предыдущего. В противном случае – штраф.

 

16. Касание шаров

За исключением касания битка наклейкой кия при выполнении удара (см. п.5.1) и установки битка до введения его в игру (см п.12.5.), запрещается касание любого шара (битка или любого прицельного шара) на игровой поверхности стола кием, машинкой, мелом, рукой, одеждой и т.п. В противном случае – штраф.

 

17. Двойной удар

Если при выполнении удара наклейка кия повторно сталкивается с отделившимся битком, то такой удар квалифицируется как двойной и наказывается штрафом.

 

18. Пропих

Если при ударе контакт наклейки кия с битком затягивается вплоть до соприкосновения битка с прицельным шаром, после чего биток получает движение вперед (вслед за прицельным шаром), то такой удар квалифицируется как пропих и наказывается штрафом.

 

19. Соприкасающиеся и близкостоящие шары

19.1. Если биток касается прицельного шара или если расстояние между битком и прицельным шаром настолько мало, что при выполнении удара по битку практически невозможно избежать моментального тройного контакта «наклейка кия-биток-прицельный шар», то удар по битку не квалифицируется как пропих или как двойной удар, если он нанесен:

(1) под углом не менее 45 градусов в сторону от линии центров этих двух шаров; или

(2) таким образом, чтобы биток не получил движение вперед (вслед за прицельным шаром).

В противном случае налагается штраф.

19.2. Если при ударе по близкостоящим шарам не было ни тройного контакта, ни двойного удара, то само по себе движение битка вслед за прицельным шаром, не является основанием для штрафа.

 

20. Правильно завершенный удар.

Любой удар (за исключением начального) считается правильным (правильно завершенным), если не нарушено ни одно из положений настоящих Правил и кроме того после соударения (касания)  битка с одним из  прицельных  шаров любой из шаров на игровой поверхности стола (биток или любой прицельный шар):

(1) забит в лузу; или

(2) отразился от любого борта, а затем: (а) коснулся другого борта, или (б) довел до другого борта любой шар (биток или прицельный шар) или (в) коснулся любого шара, стоящего вплотную к другому борту; или

(3) пересек центральную линию, а затем: (а) коснулся любого борта или (б) довел до любого борта любой шар (биток или прицельный шар) или (в) коснулся любого шара, стоящего вплотную к любому борту; или

(4) отразился от любого борта, а затем: (а) пересек центральную линию или (б) перекатил через нее любой шар (биток или прицельный шар) или (в) коснулся шара, центр которого в момент соударения, находился по другую сторону от центральной линии или на центральной линии стола.

Если ни одно из указанных условий не выполнено, то налагается штраф.

Примечание:Если биток бьет по прицельному шару, стоящему вплотную к борту, а этот прицельный шар  в свою очередь воздействует на биток и доводит его до другого борта или перекатывает через центральную линию, то удар считается безусловно правильным, если имело место два отдельных соударения – «биток-прицельный шар» и «прицельный шар-биток».

Если же двух отдельных соударений не было, то завершившийся подобным образом  удар считается правильным лишь при условии, если игрок до удара предупредил судью о том, что прицельный шар касается борта. В противном случае – штраф.

 

21. Правильно и неправильно забитые шары

21.1. Шар считается правильно забитым (сыгранным), если он упал в лузу в результате правильного удара.

21.2. Все правильно забитые шары вынимаются из луз и размещаются на специальной полке. (Каждому из игроков отводится отдельная полка.)

21.3. Если с момента начала удара и до момента его завершения (см. п.15), было нарушено хотя бы одно из положений настоящих Правил, то все шары,  упавшие в лузы в результате этого удара, считаются неправильно забитыми.

Если нарушение произошло после завершения удара, налагается штраф. Однако шар, упавший в лузу в результате завершившегося удара, считается забитым правильно, если завершившийся удар не сопровождался нарушениями правил.

Примечание. Если нарушение правил игры произошло после завершения партии (то есть после завершения последнего удара, в результате которого был правильно забит последний шар в партии и все шары на столе остановились), штраф не налагается и результат партии не пересматривается.

21.4. Все неправильно забитые шары не засчитываются и выставляются.

21.5. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не забитым и остается в игре. (Штраф при этом не налагается.)

 

22. Зависший шар

22.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.

22.2. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу без соударения с другим шаром и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.

22.3. Если движущийся шар зависает на краю лузы в положении неустойчивого равновесия, а затем падает в лузу без какого-либо постороннего воздействия, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара. В противном случае он восстанавливается на место и игра продолжается.

 

23. Выскочивший шар

23.1. Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.п.).

23.2. Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность или падает в лузу, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.

Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность или падает в лузу.

23.3. Если любой шар (биток или прицельный шар) выскакивает за борт, налагается штраф.

23.4. Все выскочившие шары выставляются после завершения удара.

 

24. Кикс

24.1. Кикс представляет собой удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

24.2. Если кикс (с отрывом или  без отрыва битка от игровой поверхности стола) не сопровождается нарушениями правил, штраф не налагается.

 

25. Выставление шаров

25.1. Все неправильно забитые и выскочившие за борт шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.

25.2. Единичный шар выставляется на заднюю отметку.

Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.

Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на задней отметке или на линии выставления шаров, мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам.

В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.

Примечание:  При игре в «Свободную пирамиду» биток и прицельные шары выставляются на общих основаниях согласно п.25.2

При игре в «Комбинированную пирамиду», «Динамичную пирамиду» и «Классическую пирамиду» прицельные шары выставляются согласно п.25.2, а биток вводится в игру согласно правилам каждой конкретной игры.

 

26. Постороннее воздействие

26.1. Если во время игры шары приходят в движение вследствие постороннего воздействия (на шары, на стол или на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается. При этом штраф не налагается.

26.2 Если восстановить положение шаров не представляется возможным, то цветной шар устанавливают в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды ( или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем и игра продолжается по правилу начального удара (см. п.13). Счет сохраняется таким, каким он был к тому моменту, когда партия была прервана.

Примечание: При установке неполной пирамиды следует руководствоваться правилами, изложенными в п.9.3.

 

27. Штрафы

27.1. Штрафы налагаются в следующих случаях:

(1) при неправильном ударе кием по битку (см. п.5.1);

(2) при нанесении удара по битку с отрывом обеих ног от пола (см. п.5.2);

(3) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров (см. п.6.3);

(4) при нарушении очередности ударов (см. п. 7.3);

(5) при неправильном начальном ударе (см. п.13.1);

(6) если следующий удар начинается до завершения предыдущего (см. п.15.2);

(7) при запрещенном касании шаров (см. п.16);

(8) при двойном ударе (см. п.17);

(9) при пропихе (см. п.18);

(10) при неправильном ударе по соприкасающимся и близкостоящим шарам (см. п. 19.1)

(11) при неправильно завершенном ударе (см. п.20);

(12) при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт (см. п.23.3);

(13) при затягивании партии (см. Раздел 1, п.19)

Остальные случаи штрафа описаны в правилах конкретных игр.

27.2. Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений, штраф взимается в одинарном размере.