Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №5(17)'05

Свояк

      Эта статья - своеобразное дополнение к урокам Олега Мачтакова № 7,8, напечатанным в №1(13)'05 и №2(14)'05. Отметим, что затрагиваемая тема сложна как в теоретическом плане, так и в практическом освоении, а также обширна в изложении. В этой статье для сокращения объема, в виде тезисов рассмотрены только основные положения для обучения начинающих. Не рассмотрены такие вопросы как: свой на оттяжке, свой прокаткой, свой волчком, влияние боковика, влияние на удар контртуша и др.

      Начнем с одного из законов бильярда: «Когда кий держат горизонтально и не делают кикса, шар пойдет по прямой линии в направлении удара, в какой бы точке ни был нанесен удар».

      Эту закономерность можно назвать первым законом бильярда, т.к. это частный случай законов механики о движении твердых тел: шары движутся по горизонтальной плоскости, имеют идеальную сферическую форму и однородное строение, одинаковы по массе и имеют почти идеальную упругость.

      После столкновения с чужим шаром траектория движения своего шара зависит от того состояния движения, в котором он находится в момент столкновения. Под состоянием движения подразумевается: скорость поступательного движения шара, скорость его вращения вокруг горизонтальной оси, отношение скорости вращения к поступательной скорости, направление вращений шара относительно его центра.

      При ударе кием в центр шара он начинает двигаться поступательно без вращения. Шар скользит по поверхности стола и на него действует сила трения скольжения, приложенная в опорной точке и направленная в сторону, противоположную движению шара. Под действием этой силы шар замедляет скорость поступательного движения и начинает вращаться вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной движению шара. Скорость вращения шара увеличивается до тех пор, пока шар не покатится. При качении шара опорная точка имеет нулевую скорость относительно стола, поэтому трение скольжения отсутствует. С этого момента на шар действует сила трения качения, которая и приводит шар к остановке. С какой бы скоростью не катился шар, отношение скорости вращения к его поступательной скорости остаётся постоянным Шар за один оборот проходит расстояние, равное его периметру. Направление вращения шара, совпадающее с направлением катящегося шара, называется прямым.

      При ударе кием ниже центра шара он кроме поступательного движения, получает еще и вращательное движение. При таком вращении верхняя точка шара движется относительно центра шара в сторону, противоположную движению его центра. Такое вращение называется обратным.

      Шар также скользит по столу, и под действием силы трения скольжения замедляет скорость поступательного движения и скорость обратного вращения. В какой-то момент шар будет скользить не имея вращения, после чего начнёт вращаться в прямом направлении, увеличивая свои обороты, пока не покатится. Чем ниже центра шара произведен удар кием, тем быстрее он вращается при ударе одной и той же силы, тем больше отношение скорости вращения к поступательной скорости. При ударе в одну и ту же точку отношение скорости вращения к поступательной скорости не зависит от силы удара.

      При ударе выше центра шара он начинает двигаться, поступательно вращаясь в прямом направлении. Чем выше точка удара от центра шара, тем быстрее он вращается, тем больше отношение скорости вращения к поступательной скорости. При ударе выше центра шара на 2/5 радиуса он начинает сразу катиться независимо от силы удара. Если произвести удар несколько ниже этой точки, шар некоторое время будет скользить по столу, увеличивая свои обороты, пока не покатится. Если ударить выше этой точки, шар будет также скользить. За один оборот шар будет проходить расстояние меньше его периметра. В этом случае сила трения скольжения действует в направлении движения центра шара, УВЕЛИЧИВАЯ скорость поступательного движения и уменьшая скорость прямого вращения, пока шар не покатится.

      Таким образом, свой шар перед ударом, а чужой может находиться в одном из четырёх состояний:
            1. Шар скользит, не имея вращения.
            2. Шар скользит, вращаясь в прямом направлении.
            3. Шар скользит, вращаясь в обратном направлении
            4. Шар катится.

      После соударения двух шаров чужой шар ВСЕГДА движется по линии, соединяющем центры шаров в момент их соприкосновения, а свой шар НАЧИНAЕТ двигаться параллельно касательной к точке соприкосновения. Эту закономерность можно назвать вторым законом бильярда (нумерация дается по мере упоминания).

      Таким образом, шары расходятся под углом 90". Угол между направлением движения своего шара до столкновения с чужим и направлением движения чужого шара называется углом резки чужого шара. Угол между направлением движения своего шара до удара с чужим и после удара, называется углом начального отклонения своего шара.

      Скорости шаров после удара обратно пропорциональны углам резки и отклонения. Чем больше угол, тем меньше скорость. Если угол резки равен 45", то свой и чужой шар после столкновения движутся с одинаковой скоростью. Если свой шар ударяет в «лоб» чужого, он передает всю скорость чужому шару. Если свой шар едва касается чужого шара, он практически движется дальше с той же скоростью (рис. 1).



      Из второго закона бильярда легко сделать вывод: чтобы забить чужой шар в лузу, достаточно попасть своим шаром в точку на чужом шаре, через которую проходит прямая, соединяющая центр лузы и центр чужого шара. На практике эту точку легко определить, поцелив кием чужого шара чисто в лузу.

      Свой шар после удара о чужой может также двигаться по прямой линии. Такое движение возможно, если свой шар в мгновение удара не имеет вращения вокруг горизонтальной оси. При таком ударе в лоб чужого шара свой шар останавливается на месте, а чужой движется втом же направлении и с той же скоростью.

      Эту закономерность можно назвать третьим законом бильярда. Такой удар называется клапштос. В том случае, если этот удар происходит на резке, он называется плоским. При плоском ударе на чужом шаре также можно найти точку для покладки своего шара в лузу. Для этого надо провести касательную от губки, со стороны которой стоит чужой шар, к чужому шару (рис.2)



      Если свой шар, в момент удара на резке, имеет вращение вокруг горизонтальной оси, он всегда какое-то время движется по кривой. Почему это происходит?

      Передав часть энергии чужому шару, свой шар начинает двигаться по инерции в новом направлении. При этом он продолжает вращаться с той же скоростью и вокруг той же оси, что и перед ударом. В этом заключается четвертый закон бильярда. При этом не имеет значения, катился перед ударом шар или скользил, имея вращения.

      Так как сила трения скольжения, возникающая от вращения шара (а она всегда перпендикулярна оси вращения), не совпадает с направлением начального отклонения шара, она все время искривляет траекторию движущегося по инерции шара, пока эта сила не исчезнет и шар не покатится в новом направлении по прямой.

Форма кривой зависит от:
            1. Поступательной скорости своего шара;
            2. Отношения скорости вращения шара к его поступательной скорости;
            4. От угла резки.

Рассмотрим это на рисунках.
      1. Шар катится с различной скоростью (рис.3)


      2. Скорость поступательного движения шара одинакова (рис. 4)


      3. Зависимость траектории от угла резки шара.
            а) так называемая «толстая резка» (рис. 5).


            б) «тонкая резка» (рис. 6)


      На рис. 3 и рис. 4 свой шар ударяет в одну и ту же точку на чужом шаре, поэтому чужой движется по одной и той же прямой.

      Если изменить состояние движения своего шара в момент соударения, можно забить свой шар в лузу, попадая в различные точки на чужом шаре, при этом чужой шар будет двигаться по разным направлениям (рис. 7).



      Цифрами со штрихом показаны направления движения чужого шара.

      Из этого примера видно, что при прямом вращении шара, для покладки его в лузу нужно ударять по чужому более «толсто» (т.е. ближе к центру), чем при плоском ударе, а при обратном вращении - «потоньше» (как находить точку удара при плоском ударе сказано ранее). Кроме плоского удара пользоваться этой точкой можно еще в двух случаях, которые в игровой практике встречаются довольно часто.

      Когда чужой шар стоит относительно близко от лузы. В этом случае при средних и сильных ударах, при любом вращении шара, свой шар не успевает изменить первоначальную траекторию своего движения. Это хорошо видно на рис. 3 и рис. 4.

      Когда свой шар ударяет в чужой на тонкой резке, при так называемых «скользящих» ударах. В этом случае сила трения скольжения от вращения своего шара почти совпадает с направлением движения шара после отскока и мало влияет на прямолинейность его движения (рис. 6).

      На русском бильярде легче всего забить шар, когда направление его движения совпадает с биссектрисой угла. В этом случае перед шаром самое широкое расстояние между губками лузы. При приближении направление движения шара к линии борта это расстояние уменьшается. Шар, стоящий на борту, в лузу уже не падает. Так вот, движение своего шара по кривой дает возможность легко забивать шары из позиций, в которых при плоском ударе они не падают совсем или падают при очень точном ударе.



      На рис. 8 видно, что перед лузой траектория движения своего шара при накате почти совпадает с биссектрисой. При плоском ударе шар пойдет к лузе по линии ab.

      Рассматривая состояние шара при различных ударах кием, мы видим, что в конечном итоге свой шар, если не столкнулся с бортом или другим шаром, начинает катиться. Особенно быстро переходит свой шар в стадию качения при тихих и средних ударах. Это объясняется тем, что сила трения скольжения в несколько десятков раз больше силы трения качения.

      После удара в чужой, свой шар, пройдя некоторое расстояние по кривой, также начинает прямолинейно катиться в новом направлении. Это направление называется финальным, а угол между направлением движения своего шара до удара и финальным направлением называется углом финального отклонения.

      Практически финальное направление движения своего шара, после удара в чужой, может меняться от О до 360°. Но если свой шар перед ударом в чужой находится в стадии качения, угол финального отклонения не может быть более 33°. Максимальный угол получается, когда линия прицеливания (линия оси кия при ударе в центр своего шара) проходит по касательной к чужому шару (рис. 9).



      Если линия прицеливания будет проходить ближе к центру или дальше от центра, чем указано на рисунке, угол финального отклонения будет менее 33°. Таким образом, при прицеливании в край чужого шара неточность при ударе меньше всего сказывается на отклонении финального пути своего шара. Для закрепления теоретического материала предлагаю начать тренировку со следующего упражнения (рис. 10)



      Чужой шар удален на два диаметра от короткого борта и на один сантиметр, от длинного. Свой шар устанавливается в пяти позициях на линии, удаленной на 70 см от длинного борта. Первый шар устанавливается у короткого борта, остальные - с просветом между шарами в один шар. Прислоните кий тонким концом к правой губке и прикоснитесь к чужому шару. Поверните чужой шар так, чтобы он номером касался кия. Понятно, что это будет точка, е которую должен ударить свой шар для попадания в лузу при плоском ударе. Поставьте какой-либо шар так, чтобы он касался этой точки. Пристукните его . другим шаром для получения отпечатка и отметьте эту точку мелом. Это будет точка прицела для покладки своего шара плоским ударом (для покладки чужого шара точка прицела определяется аналогичным способом). Снова поставьте на точку прицела любой шар вплотную к чужому. Касательная к обоим шарам в точке касания должна проходить через губку лузы. Теперь из любой позиции, кроме первой, ударьте своим шаром в лоб подставного шара. Подставной шар упадёт в лузу независимо от силы удара.

      Теперь, поставив два шара на расстоянии 70 см, несколькими тренировочными ударами «вспомните» (подразумевается, что Вы уже хорошо освоили этот прием) силу и точку удара кием, чтобы получился клапштос. Далее соблюдая пронумерованную очередность, целясь в отмеченную точку плоским ударом производите серию по пять ударов из каждой позиции, отмечая количество попаданий в каждой позиции. Добейтесь, чтобы в одной из позиций попадание было не менее четырех из пяти.

      Следующий удар производится накатом. Начинать следует со второй позиции. Удар производится средней силы на 2/5 радиуса выше центра шара (это примерно на одну наклейку), при этом цельтесь по касательной к чужому шару. Раньше такой прицел называли ударом в полшара. 8 этом случае точка соударения одинаково удалена от центра и края шара.

      Произведя несколько пробных ударов. Вы быстро найдете нужную силу удара. Если у Вас из пяти ударов четыре будут результативными, переходите на позицию номер три. Здесь прицел можно оставить тот же, но ударять надо немного тише. Достигнув успеха (четыре из пяти), производите удары такой же силы, как из второй позиции, но точку прицела сместите немного влево, т.е. ударяйте немного тоньше.

      При ударах из позиции номер четыре на тихом ударе целиться надо посередине между точкой касания и точкой, отмеченной мелом. Чем сильнее удар, тем больше точка прицеливания смещается к точке, отмеченной мелом.

      Из позиции номер пять целиться надо в точку, отмеченную мелом, при этом шар будет падать независимо от силы удара и подкрутки. Здесь сказывается то, что направление движения шара после отскока почти совпадает с направлением силы трения от вращения шара. Конечно, теоретически шар будет двигаться по разным траекториям, но все они укладываются в допускаемую ошибку (разницу между шириной лузы и диаметром шара).
      Далее целясь в точку, отмеченную мелом, производите сильный удар из указанных позиций. Шар будет падать в лузу независимо от подкрутки, т.к. чужой шар стоит относительно близко от лузы и свой на сильном ударе не успевает отклониться от прямой линии.

      В следующем упражнении установите чужой шар от короткого борта на три диаметра, оставив просвет между длинным бортом 1 см. Все пять позиций для своего шара отодвиньте от короткого борта на два диаметра. Теперь поз. 1 будет там, где была поз. 2. Таким же образом, как и в первом упражнении, найдите точку прицела для плоского удара. Начните с плоского удара, целясь в отмеченную точку.

      Сделав по пять ударов из каждой позиции. Вы сразу заметите, что забить шар таким ударом гораздо тяжелее, чем в первом упражнении. Причина кроется не в том, что чужой шар стоит дальше, а в том, что угол между касательной к точке удара и длинным бортом в первом упражнении составляет 40° (т.е. направление движения шара близко к биссектрисе угла), а во втором 23°. При движении шара под таким углом расстояние между губками лузы равно диаметру шара, т.е. практически нет допуска (зазора) на неточность удара.

      Из первой позиции забить свой шар трудно даже мастеру. Это объясняется тем, что угол начального отклонения близок к 90*, поэтому свой шар при плоском ударе движется к лузе медленно, и даже небольшая ошибка в скорости вращения шара в ту или иную сторону (шар играется ударом ниже центра шара) приводит к искривлению траектории и непопаданию в лузу. Учитывая сказанное ранее, из второй позиции шар лучше всего падает на сильном плоском ударе. При ошибке в скорости вращения шар не успевает изменить траекторию.


      Теперь перейдем к ударам накатом.

      Из второй позиции свой шар падает только на сильном ударе немного выше центра шара. Целиться надо примерно на 5 мм правее края шара. При таком ударе траектория шара близка к траектории, обозначенной буквой «с» на рис.4. Забить шар из этой позиции трудно, но процент попаданий будет больше, чем при плоском ударе. Сказывается небольшое искривление и приближение конечного направления кривой к биссектрисе угла. Можно было бы увеличить кривизну траектории и этим увеличить процент попаданий. Для этого надо ударить немного «толще», т.е. ближе к центру чужого шара и несколько тише. Но это сделать нельзя, т.к. получается «контртуш». Чужой шар, отскочив от борта, успевает повторно ударить по своему шару, а из третьей позиции при ударе средней силы, выше центра шара на 2/5 радиуса, целиться надо в край шара.

      Из четвертой позиции на тихом ударе, целиться надо между точкой, отмеченной мелом и краем шара. При увеличении силы удара накатом точка прицела смещается влево.

      Из пятой позиции, на тихом ударе целиться надо на 2-3 мм правее точки, отмеченной мелом. При более сильном ударе целиться надо в эту точку, т.е. также как и при плоском ударе.



      Подводя итог по результатам, полученным после выполнения двух упражнений. следует отметить следующее:
      • для покладки своего шара лучше всего посылать его по траектории, которая перед лузой приближается к биссектрисе угла;
      • траекторию шара можно регулировать силой удара, точкой удара на чужом шаре, подкруткой своего шара;
      • на чужом шаре есть две точки, которые могут служить ориентиром при прицеле;
      • качение - самое устойчивое состояние движения шара, поэтому ему следует, по возможности, отдавать предпочтение.



      В дальнейшем усложняйте упражнения, удаляя чужой шар на 4-5 диаметров от короткого борта и один диаметр от длинного. То же самое повторите с установкой чужого шара у короткого борта, а своего шара на противоположной половине стола.


Успехов Вам в покорении вершин бильярда.



Леонид Бальцев



Rambler's Top100