Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №6(24)'06

Прицеливание

      Прицеливание в бильярде – это совмещение в одной вертикальной плоскости центра битка, точки прицеливания, оси кия и взгляда. При правильно поставленном ударе в этой же плоскости находится локоть, и производятся маховые движения руки от локтя до запястья. Проекция этой плоскости на горизонтальную плоскость – есть линия прицеливания. Точность удара при этом основана на следующем из законов бильярда: при ударе горизонтальным киём шар идёт по прямой линии в направлении удара, в какой бы точке шара не был нанесён удар.


      Сложность игры в бильярд заключается в том, что есть несколько целей, в которые надо попасть: первая – правильная точка на своем шаре, вторая – его удар в нужную точку на чужом (прицельном) и конечная – точное попадание в лузу. Исходя из этого, можно сделать вывод, что центр битка – это то, с чего должно начинаться обучение. Но, на самом деле, это не так просто сделать, как кажется. Для чужого шара точкой прицела обычно, но не всегда (об этом будет сказано ниже) является центр лузы.

      При соударении двух шаров чужой шар движется по линии, соединяющей центры шаров в момент удара, а свой шар начинает двигаться вдоль общей касательной к шарам в точке удара. О движении своего шара подробно сказано в статье «Свояк» («Б&М» №5 за 2005 год), поэтому сейчас разговор пойдет о движении чужого шара. В соответствии с этим законом для того, чтобы прицельный шар упал в лузу, необходимо своим шаром ударить в точку на чужом шаре (точку соударения), через которую проходит линия, соединяющая центр лузы и центр чужого шара. Эта точка определяется следующим образом: можно прицелить чужой шар в лузу. Но точка соударения и точка прицеливания совпадают только в одном случае: центры своего и чужого шара до удара и центр лузы лежат на одной прямой (так называемый прямой или лобовой удар).

      Зависимость положения линии прицеливания от угла резки чужого шара (углом резки называется угол между направлением движения своего шара до удара в чужой и направлением движения чужого шара) видно на следующем рисунке.


      На рисунке сплошной линией показано положение своего и чужого шара до удара. Пунктирной линией обозначены остальные рассматриваемые позиции своего шара до удара кием. В первой позиции линия прицеливания проходит через точку соударения (прямой удар). Во второй позиции линия прицеливания является касательной к чужому шару. В этом случае угол резки равен 30° (в прямоугольном треугольнике гипотенуза равна двум радиусам, а противолежащий катет – одному). При резке шара в 45° линия прицеливания удалена от края прицельного шара примерно на 14 мм (для шаров диаметром 68 мм). При предельной резке 90° (поз. 4) линия прицеливания удалена от прицельного шара на один радиус. Таким образом, чем больше резка, тем дальше линия прицеливания удалена от точки соударения.

      Из приведенного рисунка видно, что из любой позиции линия прицеливания проходит через центр своего шара в момент его удара по чужому шару. Для всех позиций эта точка будет точкой прицеливания. Практически любая точка на линии прицеливания может быть использована в качестве ориентира для прицела, например, точка на борту.

      На тренировке можно поставить к прицельному шару какой-либо шар (шар-мишень) так, чтобы он касался прицельного в нужной точке соударения (это легко проверить, соединив взглядом центры шаров с центром лузы), затем, оценив и запомнив положение шаров, надо целиться в центр (в лоб) подставленного шара, естественно, убрав его перед ударом. Также на тренировке можно отметить мелом точки касания шарами стола в момент их соударения, затем, поставив на ближнюю к лузе точку прицельный шар, из разных положений своего производить удары, целясь во вторую точку. Другой способ отработки прицеливания: из плотной бумаги вырезается карточка, которая одним концом упирается в прицельный шар, а на другом отмечается точкой центр подставленного шара. Её изготовление понятно из рисунка.


      В любом положении прицельного шара карточка ориентируется по линии: центр лузы, центр прицельного шара, точка на карточке. Если свой шар ударяется кием с боковиком, т.е. правее или левее центра шара, на такую же величину смещается линия прицеливания и точка прицела. Таким образом, мы имеем две точки. Первая – точка соударения, которую легко определить, поцелив кием прицельный шар в лузу по линии центр лузы – центр шара или, и вторая – воображаемая, которую в игре запрещается каким-либо образом отмечать.

      Возникает вопрос: какая стойка лучшая – низкая или высокая. При низкой стойке, когда подбородок почти касается кия, хорошо видно линию прицеливания, по которой движется центр шара, но картина получается линейная (видно влево, вправо). Поэтому тяжело оценить взаимное расположение своего и чужого шара, а также лузы. При высокой стойке хорошо видно, где должен находиться свой шар в момент удара в чужой, чтобы попасть в точку соударения, а также оценить пространственное расположение шаров и лузы. Прежде, когда, играли в «пирамиду» в основном, в высокой стойке, где можно забивать только чужие шары, хорошие игроки забивали на тонкой резке, что при небольшой резке гораздо труднее сделать. Другой вопрос: при какой стойке игроку удобнее находиться во время удара, и при какой стойке удобнее производить маховые движения?

      Теперь вернёмся к точке прицела на лузе. Рассмотрим это на угловой лузе русского бильярда.


      Назовём линию между губками лузы створом, её середину – центром лузы, линию, проходящую через центр лузы перпендикулярно створу, - осью лузы. Практически это – биссектриса прямого угла. Если прицельный шар движется своим центром по оси лузы, шар пройдет створ лузы с зазором 3 мм с каждой стороны. Это будет допустимая ошибка при ударе. При удалении движущегося шара от оси «видимый» створ лузы будет уменьшаться. Когда линия движения центра шара с осью лузы составит угол примерно 23°, видимый створ лузы будет равен диаметру шара. С увеличением этого угла шар может упасть в лузу, если не заденет ближнюю губку. Т.е. линия прицеливания и точка прицеливания должны быть удалены на один радиус от ближней губки. При таком движении шар, ударившись в дальнюю губку и отразившись от нее, пересекает створ лузы и падает в сетку (по створу лузы делается обрез плиты стола). На правильных лузах, а также когда не выбита «дорожка» вдоль борта, шар, движущийся по борту и при углах менее 50° к борту, отразившись от дальней, а затем от ближней губки, возвращается на стол.

      Таким образом, если угол между осью лузы и линией прицела меньше 23°, точкой прицела будет центр лузы. Если этот угол будет больше, точка прицела должна быть удалена от ближней губки на один радиус шара.

      Эта особенность определяет разницу в прицеле между лузами с закругленными и острыми губками. Раньше на русском бильярде борта у луз имели закругления для угловых луз радиусом 20 мм, и средних – 30-50 мм. В настоящее время выпускаются столы только с острыми губками луз. На примере средней лузы рассмотрим разницу в прицеле при движении шара под углом 45° к оси лузы.


      На современных столах для русского бильярда угол 45° к оси лузы является предельным, при котором шар падает в лузу, поэтому шар должен двигаться, почти касаясь ближней губки. На рисунке сплошной линией показано движение шара при острых губках и пунктирной – при их закруглении радиусом 30 мм. Линия прицеливания при закруглённых губках смещена на 12 мм. И проходит почти через центр лузы. Как говорят опытные игроки, при игре на русском бильярде надо «ловить» доли миллиметра, а здесь мы имеем целых 12. Даже едва заметное закругление губок радиусом 5 мм при движении шара под углом 45° к створу лузы даёт разницу в прицеливании 2 мм. Следует понимать, что закругление губок не увеличивает ширину лузы и не облегчает попадание в неё. Так, если при закруглённых губках шар будет двигаться по линии, обеспечивающей его попадание при острых губках, он ударится в дальнюю губку почти перпендикулярно дуге губки и отскочит на поле бильярда, а не в глубину лузы.

      Одним из недостатков острых губок является тот факт, что при мягкой резине бортов на русском бильярде с его тяжёлыми шарами (280 г) на сильных и не совсем точных ударах шар «сминает» острие губок и падает в лузу. Учитывая это, игроки пытаются забить не точностью, а силой удара со всеми негативными последствиями – порчей сукна и резины на углах лузы, выскакиванию шаров, неточным ударом и т.п. На столах для пула, где шар весит значительно меньше – 170 г, губки луз на сильных ударах не сминаются, поэтому сильные удары там не практикуются, да и размер луз этому не способствует, тем более что на тихих ударах шары лучше падают.



Леонид Бальцев






Rambler's Top100