Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №3(27)'07

Экзамен в бильярдном зале

      Хотите узнать, достаточно ли у Вас умений для значительного повышения сложности упражнений и изучения новых ударов в тренировочном процессе? Определить свой уровень мастерства на начальном этапе подготовки бильярдист не может, используя только соревновательный результат. Но ведь основным элементом в процессе управления тренировочной деятельностью спортсмена является контроль специальной подготовленности пулистов.

      Из опыта зарубежных школ и анализа работ Йоргена Сэндмана и Ральфа Экерта были подобраны тесты для определения уровня мастерства бильярдиста. По предложенной Сэндманом системе контроля существует 4 уровня мастерства. Мы рассмотрим тестовые упражнения для оценки 1 уровня.

"Накат"

      На расстоянии диаметра игрового шара друг от друга выставляются 5 шаров по линии на уровне третьего бриллианта длинного борта, первый шар устанавливается на таком же расстоянии от резины длинного борта. Биток с руки на уровне линии дома, но с объектным шаром и центром лузы находится на одной прямой. На каждый удар - одна попытка.

      Необходимо сыграть ударом накат в угловую лузу объектный шар так, чтобы биток докатился до нижнего борта или упал следом за объектным шаром в лузу. Тогда игрок получает 3 балла, а если после удара биток закатился за первый бриллиант длинного борта, но не коснулся нижнего борта, то 2 балла.

      При результативном ударе, но плохом накате или промахе, но с касанием битком короткого борта - 1 балл. Невыполнение всех условий задания означает 0 баллов.


"Стоп"

      На расстоянии диаметра игрового шара друг от друга выставляются 5 шаров по линии на уровне третьего бриллианта длинного борта, первый шар устанавливается на таком же расстоянии от резины длинного борта. Биток с руки на уровне линии дома, но с объектным шаром и центром лузы находится на одной прямой. На каждый удар - одна попытка.

      Необходимо сыграть ударом стоп в угловую лузу объектный шар так, чтобы биток остановился на точке соприкосновения с объектным шаром. Тогда игрок получает 3 балла, а если после удара биток покатился вперед или назад в пределах диаметра шара, то 2 балла.

      При результативном ударе, но плохом стопе или промахе, но с выполнением вида удара стоп - 1 балл. Невыполнение всех условий задания дает 0 баллов.


"Оттяжка"

      На расстоянии диаметра игрового шара друг от друга выставляются 5 шаров по линии на уровне третьего бриллианта. Необходимо выполнить удар в нижнюю часть битка так, чтобы он вернулся к верхнему короткому борту. Тогда игрок получает 3 балла, а если после удара биток закатился за первый бриллиант длинного борта, но не коснулся верхнего борта, то 2 балла.

      При результативном ударе, но плохой оттяжке или промахе, но с касанием битком верхнего борта , 1 балл. Невыполнение всех условий задания означает 0
баллов.


Линия возврата

      Упражнение "Линия возврата" выполняется до первой ошибки игрока, которому необходимо забить как можно больше шаров, расположенных на линии возврата. Изначально биток выставляет бильярдист на любой точке игровой поверхности стола, пять объектных шаров всегда находятся на одинаковом расстоянии друг от друга по линии возврата. Крайний, ближний к короткому борту, шар не должен касаться резины.


      Необходимо забить объектный шар, чтобы биток не коснулся другого шара, а остановился так, чтобы возможно было забить следующий прицельный шар. За каждый правильно забитый шар в лузу без соприкосновения с соседними объектными шарами игроку начисляется 3 балла, максимум - 15 баллов.


"6 шаров" или "СС"

      Характеризует тактическое мышление бильярдиста, обусловливающее наилучший результат в постоянно меняющихся условиях игры. 6 объектных шаров выставляют в виде маленькой пирамиды так, чтобы верхний шар находился на нижней точке. Разбитие пирамиды производится из территории дома. Если какой-то шар при разбое попал в лузу, то он выставляется на нижнюю точку или по линии возврата как можно ближе к нижней точке (если она занята).

      Оценка проводится по 24-балльной системе. Каждый промах приносит "k" штрафных баллов, где k - это то количество шаров на столе, которое осталось после промаха. Попадание битка в лузу тоже расценивается как промах, забитый при этом объектный шар не считается забитым и выставляется на нижнюю точку. Всего можно сделать 4 промаха (k1, k2, k3 и k4). После каждого промаха - биток "с руки".

Формула подсчета очков:

X= 24 - (k1+ k2+ k3+ k4);

      Например, игрок забил один шар, а следующий промахнулся. Значит на столе 5 шаров (k1=5). Игрок выставляет биток "с руки" и продолжает выполнять упражнение. Он забивает еще 3 шара, а когда бьет следующий, то сыгрывает его в лузу вместе с битком. То есть, k2=2. У бильярдиста опять "шар с руки" и он успешно решает задачу с двумя оставшимися объектными шарами (k3= 0 и k4= 0).

X= 24 - (5+ 2+ 0+ 0) = 17.

      Сумма максимального количества баллов при выполнении всех пяти упражнений _ 15 + 15 + 15 + 15 + 24 = 84. Хорошим показателем для перехода к упражнениям следующего уровня является выполнение теста на 80-100% от максимума – 68-84 балла.


Виктория Нагорная