Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №3(33)'08

Александр Касьянов: «Трик-шот - сплав мастерства и вдохновения»

      Бильярд – это красота. Красота мысли, вследствие которой, на столе появляются сложнейшие экстравагантные комбинации. Бильярдные трюки неизменно привлекают к себе пристальное внимание многочисленных поклонников бильярда во всем мире. Только виртуозы привычного бильярда способны освоить непростое ремесло артистического бильярда. Да и то далеко не все. Кроме умения ловко орудовать кием, надо еще обладать своеобразной харизмой и обаянием. Например, уметь общаться с публикой, не лезть за словом в карман и иметь манеры истинного джентльмена.

      Первые бильярдные трюки были изобретены и продемонстрированы в начале XIX века во Франции. Знаменитый Франсуа Менго (1771 – 1847) известен не только как изобретатель кожаной наклейки для кия и родоначальник современной техники бильярдной игры, но и как первый профессиональный исполнитель трюков на бильярдном столе. Его виртуозное искусство произвело фурор при дворах, в бильярдных салонах и залах Англии и континентальной Европы. Однако понадобилось более 150 лет, прежде чем трюковое направление получило официальное признание.

      Что же представляет собой артистический пул и каковы его правила? Сразу же оговоримся: речь идет не о правилах игры. В отличие от традиционного пула в артистический пул не играют, а соревнуются. Соревнования проходят на стандартных пуловских столах размером 4,5 x 9 футов. Официальная программа соревнований по артистическому пулу включает 40 обязательных заданий различной степени сложности. На выполнение каждого задания участнику дается три попытки. Если задание выполняется с первой попытки, то участник получает максимальное число очков, равное степени сложности данного задания. Если задание выполняется со второй попытки, то участник получает на 1 очко меньше, а с третьей – на 2 очка меньше. Побеждает тот, кто в сумме набирает наибольшее количество очков. Наряду с выявлением абсолютного чемпиона определяются и победители в восьми отдельных дисциплинах (номинациях) артистического пула.

      Это не обычный игрок, который только о том и думает, в какую точку ударить, чтобы попасть в лузу. Игрок-артист должен выполнить свою задачу эффектно, с иронией, чувством собственного достоинства. В обычный бильярд можно играть в порванных джинсах где-то в пабе. Артистический же обязывает. Человек, держащий в руках кий, должен быть одет с иголочки. Как правило, его одежда – это жилет, надетый поверх сияющей сорочки, классического покроя брюки, идеально начищенная обувь плюс дорогие аксессуары.

      Артистический бильярд - это что-то среднее между спортом и искусством. Правила игры отличаются от обычного бильярда, хотя суть остается прежней – максимально сосредоточиться на цели. Главная задача – не закатить восемь шаров раньше, чем это сделает соперник, а удивить публику захватывающим зрелищем. Поэтому игроки ставят себе сверхцели – закатить несколько шаров одновременно, и хотя это самое легкое, далеко не каждый способен сделать подобное с первой попытки. В основном же задачи, которые ставят себе игроки, можно отнести к области фантастики. Наблюдая за игрой, кажется, что все это фокусы, и где-то к столу прикреплены магниты. На самом деле ничего подобного нет. Секрет кроется в годах ежедневной работы и постоянном оттачивании мастерства.
      Для того, чтобы проделать казалось бы невозможное, нужно не только собаку съесть, но и досконально знать все детали этой игры – особенности обивочного материала стола, шаров, кия и всего остального. Никакой магии, только профессионализм. Профессионалы считают это искусством высочайшей техники мастера, его фантазии и, естественно, таланта.

      В 2001 году в Киеве впервые был проведен чемпионат Европы по артистическому бильярду. Четыре года назад в Киеве проходили соревнования в которых приняли участие такие знаменитые мастера как Майк Месси, Том Россман, и главный “трюкач” итальянец Стефано Пелинга. Искусство игры покорило сердце молодого спортсмена, который присутствовал на выступлениях прославленных мастеров. С этого турнира и началась но вая жизнь украинского виртуоза, мага кия и шара Александра Касьянова. Играя до этого 9 лет в пул, Александр, как ребенок, был зачарован волшебниками кия. Записав на видеокамеру целый фильм о мастерстве мировых звезд, Александр начал отрабатывать удары, придумывать свои трюки. Вот что он рассказал корреспонденту журнала “Бильярд&магазин”

      - Александр, что повлияло на Ваше решение заняться трик-шотом ?

      - Артистический бильярд артистичен и красив необычайно, по телегеничности он стоит на первом месте. Мастера трик-шота используют не совсем бильярдные приспособления для выполнения своих трюков, многое необходимо изготовить своими руками или делается по индивидуальным заказам. Это шоу одного мастера, когда просто отрабатываешь удары – это привлекает зрителей, и тогда уже начинаешь работать на публику. Мне всегда нравилось так работать – это очень интересно. Кроме того, умение выполнять сложные удары очень помогает в игре на турнирах.

      - То есть, помимо занятий трик-шотом, Вы активно принимаете участие в обычных соревнованиях?

      - Да, я стараюсь быть в хорошей спортивной форме и стараюсь не пропускать соревнований по пулу. Должен сказать, что очень часто игра строится на защите, когда биток изначально ставится в ситуацию, из которой сделать выход можно, используя головоломные сложнейшие удары. В такой ситуации эти навыки мне помогают. Я пытаюсь обычную игру сделать максимально эффектной. Особенно часто использую на тренировках такие удары, это очень нравится друзьям и посетителям моего клуба. Обычную игру стараюсь сделать максимально зрелищной. Только так можно привлечь и заинтересовать людей, публику, клиентов. Только так можно завоевать популярность. В жизни можно привлечь людей, как правило, чем-то особенным, необычайными особенными способностями и умениями человека. Я считаю, что любой человек должен в жизни заниматься самосовершенствованием, то есть, достигая определенных вершин, должен идти вперед, не останавливаться на достигнутом. И тогда люди будут в тебе заинтересованы, привлеченные твоим стремлением к совершенству. После того как ты достигаешь желанной вершины, стоит попробовать себя в чем-то другом и стараться добиться таких же максимальних результатов. Нужно сказать, много спортсменов достаточно высокого уровня, но только единицы способны превратить сложнейшие элементы бильярдной игры в шоу.

      - В этом году Вы приняли участие в чемпионате мира по артистическому пулу, что там происходило?

      - Среди участников чемпионата были представители Америки, Мексики, Румынии, из России было два человека. Украину представляли я и Сергей Васьковский. Был также многократный чемпион Стефан Пелинга из Италии, с которым у нас давние теплые отношения, мы с ним часто общаемся, Соединенные Штаты Америки представлял один из титулованных игроков – Майк Мейси. Проходил турнир в России в С.-Петер бурге, в бильярдном клубе “Лидер”. Был хорошо оборудован зал, стояли тренировочные столы и столы для выступлений. Это громадный клуб на 80 столов, в Киеве мы об этом пока можем только мечтать. Прекрасная организация, под окнами гостиницы на Неве стоял крейсер “Аврора”. Автобус каждое утро доставлял нас в клуб, который находился на окраине города в громадном шикарном торговом центре.
      В подгруппу я попал как раз со Стефано Пелинга. Конечно, пришлось, потрудиться, но именитый соперник сыграл как-то слабо, видимо сказалась усталость от предыдущих турниров. В результате из подгруппы я вышел с наибольшим количеством очков. Попал сразу же в плей-офф и там встретился с Томом Россманом, игроком, имеющим за плечами тридцать лет игрового опыта, я же имею всего три. Я проиграл ему один удар всего и дальше 10 места уже не прошел. Соперником Сергея Васьковского был знаменитый Чарльз Дарлинг. Оба набрали одинаковое количество очков, но один удар Дарлинг исполнил с первого раза, это и определило его выход в плей-офф. Сергею практически не хватило одного очка.

      - Вы занимаетесь артистическим бильярдом уже три года, какие тенденции присутствуют в мировых масштабах в этом виде бильярдного спорта?

      - В начале 90-х годов ХХ века трик-шот стал стремительно развиваться во всем мире. Артистик-пул официально представили как направление бильярда в 1993 году на чемпионате в США. Возникла Всемирная ассоциация мастеров трикшота. Ныне эта новая и быстро развивающаяся разновидность бильярда официально именуется артистическим пулом. На разных континентах проводятся чемпионаты по нескольким версиям. С 2000 года по артистическому пулу проводятся чемпионаты мира, а с 2001 года – чемпионаты Европы. Местом проведения такого чемпионата стал Киев.
      В 2006 году в Киев для участия в турнире “Легенды Трик Шота” съехались действительно легенды и мы с Сергеем приняли участие в качестве рефери. В последнем чемпионате, на котором мы с Сергеем присутствовали, наряду с именитыми мастерами принимали участие и молодые неизвестные представители этого вида бильярда из разных стран мира. Это свидетельствует об интенсивном развитии этого вида бильярда в мире.

      - Александр, в общей сложности сколько Вы тратите времени на отработку сложных ударов?

      - Учитывая степень своей занятости, стабильно тренируюсь три дня в неделю в своем клубе. Но когда выпадает минутка, бывает, и в другие дни показываю друзьям в качестве разминки трюковые удары. К сожалению, мы не имеем информации о проводимых в Европе и мире турнинирах. После достаточно успешного выступления на последнем чемпионате мира планирую чаще принимать участие в международных соревнованиях.

      - Где более распространен артистик-пул, на Ваш взгляд?

      - Без сомнения, Артистик-пул получил широкое распространение в Америке. Там уровень интереса к пулу необычайно высок, в Европе, судя по количеству участников чемпионата мира из Европы, артистик-пул получил широкое распространение.

      - Как в Украине обстоят дела с развитием такого красивого и сложного вида бильярда?

      - Практически мы все варимся в собственном соку, я знаю в Киеве некоторых бильярдистов, кто умеет показать элементы артистик-пула. Знаю, что немного практикует Валерий Ковтун в бильярдном клубе “Бинго”. Я давно вынашиваю идею проведения чемпионата Украины по артистическому бильярду. Считаю необходимым, чтобы это событие наконец-то произошло на уровне Украины. Это позволит выявить интересных спортсменов в этом виде бильярда, появится возможность организовать команду для участия в соревнованиях европейского и международного уровня, а подготовка к чемпионату поможет прозондировать ситуацию в этой сфере бильярда. На сегодня проведение чемпионата является для меня приоритетным направлением моей деятельности.