Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №5(35)'08

Производим замеры

      Как ни странно, но один из вопросов который слишком часто возникает на турнирах по пулу, это: «Можно ли использовать кий, шар или машинку для измерения расстояния между шарами, шарами и бортом, при расчете удара и т.п.?».

      Ответим на это сухо и лаконично, цитируем общие правила пула:

3.42. Использование принадлежностей.
      Игроки не должны использовать шар, треугольник или любое другое приспособление для замера расстояния между шарами с целью определения возможности прохода битка или прицельного шара через некоторый промежуток и т.п. Только кий, находящийся в руке игрока, может использоваться для определения расстояния, или расчета удара. Если игрок настаивает на своих неправильных действиях, то это влечет за собой фол и рассматривается как неспортивное поведение.

3.43. Запрет дополнительной разметки.
      Если игрок умышленно делает на столе отметки любым способом с целью помощи в расчете удара, включая размещение мела, то объявляется фол.

      Эти правила достаточно ёмко раскрывают не только запреты, но и возможность игрока использовать свой кий как средство геометрических измерений на бильярдном столе. А что, собственно, мерить, зависит только от Вас. Если Вы начинающий игрок, то очень полезным кий может быть во время поиска «линии прицеливания» и направления движения битка после удара. Можно измерять также расстояние между шарами, определять проходит биток между бортом и шаром и т.п. Но независимо от того новичок Вы или профи, кий всегда пригодится во время вычисления сложного абриколя.

      Абриколь – удар, при котором биток вначале ударяется о борт, а затем в прицельный шар (с сыгрыванием объектного шара в лузу или без). Этот удар используется в случаях, когда невозможен прямой удар по очередному прицельному шару, когда поставлена маска или невозможно забить прицельный шар каким-либо более простым способом. При ударе абриколем расчет производится относительно центра битка, точки соприкосновения битка с резиной борта и точки прицеливания на объектный шар.

      Закон отражения света от ровной поверхности гласит: угол падения равен углу отражения. Значит, при условии математически правильно выставленного стола, нормальной упругости резины, ровной поверхности борта и т.д., а также удара со средней скоростью без использования эффе, угол, образованный траекторией движения битка к борту, равен углу его отражения.

      Для изменения угла отражения от борта профессионалы используют бегущий и обратный винт, а также регулируют силу удара с учетом бортового эффекта. Для начинающих бильярдистов эффе может стать помехой в овладении удара абриколь. Поэтому если Вы не профи, конечно, старайтесь бить без винта, используйте удар накат. Как же влияет скорость движения шара на угол отражения от борта? При большей скорости угол отражения уменьшается, а при скорости ниже средней угол увеличивается. Влияние эффе – очевидно. Если вращение шару придать по направлению движения часовой стрелки (левый винт), то после соприкосновения шара с бортом он получит противоположное вращение и больший угол отражения в левую сторону относительно перпендикуляра, проведенного через точку прицеливания.

      Если объектный шар и биток находятся на линии, которая параллельна тому борту, от которого необходимо играть, то вычислить точку прицеливания на резине будет легко. Мы делим линию, на которой находятся биток и объектный шар, и от её середины проводим перпендикуляр к борту. Точка пересечения линии и резины борта и есть точкой прицеливания. Но если ситуация на столе такая, как, например, на рисунке, простые расчеты нам не подойдут. Тогда рекомендуем Вам представить, что вместо борта стоит вертикально зеркало. Битком Вы должны целиться в «отражение» объектного шара в зеркале. Направление будет легко представить, но верно определить расстояние от резины к «отражению» – сложнее. И тут на помощь приходит кий! Вот и меряйте им это расстояние сколько Вашей душе угодно. И никто не посмеет Вас за это наказать, а если попытаются, так Вы их правилами, правилами…


Упражнение «Абриколь после отыгрыша».

      Упражнение можно выполнять вдвоем. Один игрок выставляет между битком и объектным шаром группу шаров таким образом, чтобы невозможно было выполнить удар по легальному шару. Оппонент должен выполнить абриколь от любого борта, но после столкновения битка и прицельного шара обязательно касание борта любым шаром.



Виктория Нагорная
Мастер спорта, преподаватель Школы бильярда и
кафедры игровых видов спорта НУФВСУ