Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №4(16)'05

Партия ценою в «МиГ»

      5 августа исполнилось 1ОО лет со дня рождения известного советского авиаконструктора Артема Ивановича Микояна. Сегодня о его самолетах знает весь мир. Но, пожалуй, мало кто в курсе, какую огромную роль в становлении реактивной авиации в СССР сыграл... бильярд.
      Артем Иванович выиграл для страны то, что потом массово выпускалось под индексами РД-45 и ВК-1 и устанавливалось на истребители МиГ-15, МиГ-17 и другие боевые самолеты.


      Микояну довелось работать в непростое время войн и сталинских репрессий. Любая ошибка в те годы могла стоить жизни. В декабре 1946 конструктору пришлось оказаться в... одном бильярдном шаре от смерти.       В СССР не было реактивных двигателей. И не было времени на их создание. Тогда знаменитый авиаконструктор предложил купить партию ключевых запчастей у англичан.

      Сперва было получено «добро» у партии. Потом - у английского промышленника Генри Ройса. И Микоян отправился в Лондон. Пока он добирался, в сделку двух держав (а продажу реактивных двигателей стоило рассматривать именно на столь высоком уровне) вмешалась нестабильная английская политика: в стране поменялось правительство. А вслед за ним - и решение господина Ройса: по приезде в Лондон Микояна ждал отказ.

      Авиаконструктор не мог вернуться в Москву без двигателей. Он хорошо понимал, чем для него лично и страны в целом может обернуться такое решение этой проблемы. И тогда Артем Иванович пошел ва-банк...

      Микоян играл с Ройсом на бильярде, когда в его голову пришло сколь конгениальное, столь же и рисковое решение. Он предложил Ройсу разыграть двигатели в игре. В случае победы Микоян и СССР получали желаемое. Ройс долго размышлял, но, подумав, решил согласиться... Практически всю партию соперники играли на равных. И лишь в финале одной из самых дорогих за всю мировую историю бильярдных партий (по всей видимости, в снукер - прим. ред.) вперед вырвался советский авиаконструктор. Так Артем Иванович выиграл для страны то, что потом массово выпускалось под индексами РД-45 и ВК-1 и устанавливалось на истребители МиГ-15, МиГ-17 и другие боевые самолеты.

      Артем Иванович был добрым и впечатлительным человеком, тяжело переживал гибель летчиков. А горьких потерь в его жизни было немало. В сентябре 1942 г. под Сталинградом был сбит и погиб летчик-истребитель Владимир Микоян - племянник авиаконструктора. 28 апреля 1969 г. при выполнении полета на еще не принятом на вооружение «трёхмаховом» перехватчике МиГ-25П разбился командующий истребительной авиацией ПВО генерал-лейтенант Анатолий Кадомцев. При прослушивании записей переговоров того полета Артем Микоян получил второй инфаркт. После тяжелой болезни он скончался 9 декабря 1970 года.



По материалам сайта
www.billiard-online.com