Архив Рубрикиа> Контактыа> |
Б&М №4(16)'05Психология игры в бильярд После статистического анализа 5000 опросных анкет, которые обработали специалисты одной английской научно-аналитической компании, выяснилось, что на крупных соревнованиях почти половине неудач сопутствует ухудшение психического состояния участников. Причем в 42 % случаев сами спортсмены видят себя в ответственные моменты состязаний в состоянии выбивающей из колеи тревоги и еще примерно 5% - в состоянии страха, толкающем даже к отказу от дальнейшей борьбы. Спокойными в экстремальных условиях оставались четверть участников. Многие из этой группы стали чемпионами, призерами либо заняли достаточно высокие места. Еще примерно четверть, испытывая тревогу и страх, все же сумели мобилизоваться, преодолеть эти состояния и в конечном итоге также добиться успеха. Игра являет собой сложный психологический процесс. Любая игра рождается из подражания трудовому процессу, но вместе с тем имеет от него четкое отличие. Работающий человек делает во многих случаях не то, что ему в данную минуту хотелось бы, а то, что необходимо, нужно, должно. Вступая же в игру, человек удовлетворяет, в первую очередь, потребность в развлечении и утверждении себя как личности. В процессе игры ее участник обычно ставит перед собой ряд задач, а именно: • одержать верх, победить, выиграть; • одновременно приятно провести время; • удовлетворить потребность нервной системы в игровом азарте; • повысить свои способности или отдельные стороны характера и поднять игру до уровня искусства. Любая игра увлекает людей, заставляет их отдаваться борьбе, переживать происходящее всей гаммой своих чувств и тем самым доказать неувядающую силу человеческого духа. На результат любого состязания влияют различные факторы, из которых важнее всего природные способности играющего и эмоциональность его натуры. Способности - это закрепленная в человеке система психических процессов, определяющих пригодность для того или иного вида деятельности. Здесь и наследственные предпосылки, и усилия самого человека по развитию природных задатков. Например, среди предков, братьев и потомков И.С.Баха (в пяти поколениях) мы обнаруживаем восемнадцать музыкальных дарований. Среди составляющих таланта важнее всего легкость, быстрота усвоения и широта охвата всех влияющих на результат данной игры приемов. Наблюдается раннее и позднее проявление способностей. Нередки случаи, когда человек в юные годы ничем выдающимся не отличается, а в зрелом и даже преклонном возрасте становится крупным специалистом, ученым, художником и т. д. Другие, наоборот, обещают в молодости много, а повзрослев, ожиданий не оправдывают - это так называемые вундеркинды. Но особого уважения заслуживают люди, рано заявившие о себе и не растерявшие способностей до конца жизни. Другой важный фактор - эмоциональность человеческой натуры. Переживания человека, связанные с отношением к окружающему, составляют сферу его чувств и эмоций. Если чувство есть отношение личности к тому, что она делает, то эмоции представляют собой чувства положительные или отрицательные. Другими словами, человек чувствует с помощью конкретных эмоциональных переживаний. В игре переживания следуют попеременно со знаком «+» и «-», ситуация меняется быстро и непредсказуемо. По окончании партии или ее этапа человеком могут овладевать эмоции, на какое-то время создающие приподнятое или, наоборот, плохое настроение. К положительным игровым эмоциям относят, например, любопытство, любознательность, удивление, с которых начинается всякое познание (в нашем случае - освоение игры), а также удовольствие, радость, которые испытывает участник состязания, в том числе - в случае победы - в течение значительного послеигрового периода. Удачные, смелые, оригинальные решения и действия других игроков могут вызвать у зрителей и более сильные положительные эмоции: восхищение и преклонение. К отрицательным эмоциям относятся легкое раздражение, досада, неудовольствие, подавленное состояние. Нарушение принципа справедливости, некорректные действия соперника, несправедливые решения судей могут вызвать крайне отрицательные эмоции - такие, как гневи даже отвращение. Кроме перечисленных эмоций можно выделить родственные с ними, но занимающие особое место сильные переживания -так называемые аффекты и страсти. Стремительный, бурный взрыв эмоций, приводящий к разрядке и одновременно к неконтролируемым действиям, представляет собой аффект. Он обычно вызывается внезапными, дезорганизующими психику потрясениями. В современном, все более коммерческом спорте, проигрыш приводит к аффекту. В результате спортсмен выбивается из колеи, а иногда даже на длительное время утрачивает интерес к соревнованиям. В состоянии аффекта, как говорят, человек «теряет голову». Поддавшись эмоциональному срыву, он иногда оказывается способен на безответственные действия, забывая о последствиях. По мере ослабления конфликт переходит в интеллектуальную сферу, становится предметом спокойного анализа, его влияние на личность падает. Психологи рекомендуют тем, кто склонен к аффектам, тормозить внезапные взрывы эмоции, не переходить к действиям. В обострившейся ситуации лучше побыстрее покинуть место возникновения конфликта, постараться его забыть и переключиться мыслями на другое. Страсть, в отличие от аффекта, более стойкое, больше действующее чувство. В зависимости от обстоятельств, страсть может вспыхивать на какое-то время, а потом проходить, ослабевать и даже исчезать. Для нее характерна сосредоточенность, «собранность» помыслов и действий, направленных к одной цели. Известно выражение: «Ничто великое не совершалось без великой страсти». Для бильярдиста страсть - это жажда овладеть всеми техническими, тактическими приемами, это стремление играть как можно чаще и побеждать, то есть то ценное качество, без которого невозможно достичь серьезных успехов. текст: Валик Шаров По материалам Интернет |
©2004-2024 Журнал «Бильярд&Магазин» ©2004-2024 Федерация спортивного бильярда Украины |