Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №1(25)'07

Аутотренинг и медитация

      После статистического анализа пяти тысяч опросных анкет выяснилось, что на крупных соревнованиях почти половине неудач сопутствует ухудшение психического состояния участников. Причем в 42% случаев сами спортсмены видят себя в ответственные моменты состязаний в состоянии выбивающей из колеи тревоги. Еще примерно 5% - в состоянии страха, толкающем даже к отказу от дальнейшей борьбы. Спокойной в экстремальных условиях оставалась четверть участников. Многие из этой группы становились чемпионами, призерами либо занимали достаточно высокие места. Еще примерно чет-верть, испытывая тревогу и страх, все же сумели мобилизоваться, преодолеть эти состоя-ния и в конечном итоге также добиться успеха.

      Первым исследователем стресса считается канадский ученый Г.Селье, который еще в се-редине 30-х годов выделил три стадии этого явления:
   1.  Реакция тревоги (фаза "шока"), понижающая сопротивление организма с включением защитных механизмов.
   2.  Стадия сопротивления, когда достигается приспособление нервной системы к новым условиям.
   3.  Стадия истощения защитных механизмов - разбалансирование действий.

      Вместе с тем общеизвестно, что стрессовые состояния в ходе спортивного единоборства не возникают спонтанно, из ничего. Обычно они зарождаются значительно раньше, на стадии подготовки. Уже в этот период мешает сосредоточиться "тревожное ожидание", все более заметной становится повышенная взволнованность, озабоченность, излишняя суетливость в движениях. Контакт с такими людьми затруднен: они отвечают невпопад, болезненно реагируя на шутки, обижаются из-за пустяков, часто невнимательны к советам тренеров, наставников и товарищей. Стараются избегать расспросов, предпочитают уединиться. У некоторых развивается частое изменение окраски лица: за покраснением приходит бледность и наоборот; появляется сухость во рту. Накануне соревнований пропадает аппетит, мучает бессонница. Все эти проявления "тревожного ожидания" осо-бенно характерны для соревнований высокого ранга, встреч с заведомо сильными или не-известными соперниками. Постоянное напряжение лишает спортсмена так необходимого ему отдыха, а во многих случаях просто истощает его нервную систему.

      Серьезной проблемой в подготовительный период может стать реакция невротического пресыщения, возникающая на фоне слишком интенсивных игр и тренировок. Возникает законный вопрос: как преодолеть нежелательный для спортсмена стресс? Конечно, многое зависит от тренеров и психогигиенистов, но все же главная роль в преодолении неблагоприятных психологических состояний отводиться самому спортсмену. Ему следует изучить свой организм и освоить способы защиты от стресса или, как часто называют их в последнее время, методы психической и психологической саморегуляции. К числу таких методов, давно зарекомендовавших себя с лучшей стороны, относится система ау-тогенной тренировки, разработанная и впервые описанная в 1932 году берлинским невро-патологом Иоганном Шульцем в монографии "Аутогенная тренировка - сосредоточенное расслабление".

      В основу метода аутогенной тренировки были положены системы саморегуляции Древнего Востока, основанные на гипнотическом самовнушении. Проводя многочислен-ные сеансы гипноза, Шульц обратил внимание на однотипность ощущений у пациентов и возможность добиваться при этом сознательного расслабления мышц, вызывать в теле ощущения тепла, тяжести или облегчения, что, в свою очередь, позволяет ввести в дремотное состояние без вхождения в сон.

      В первом издании монографии Шульц отмечал, что по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека, и что аутотренинг подходит больше людям интеллектуального типа, особенно если они обладают достаточными волей и упорством. Собственно метод Шульца представляет собой шесть предложений-самоприказов, которые мысленно многократно проговариваются спортсменом:
   •  моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе руки тяжелые;
   •  моя правая (левая) рука (нога) теплая. Обе руки и обе ноги теплые;
   •  сердце бьется мощно и ровно;
   •  дыхание совершенно спокойно;
   •  мое солнечное сплетение излучает тепло;
   •  мой лоб приятно прохладен.

      Весь курс обучения рассчитан на несколько месяцев, после чего каждый освоивший метод приобретает способность достигать необходимого расслабления. Этот метод с большой пользой уже много лет применяется при лечении ряда нервных заболеваний. Сам И.Шульц уже в послевоенное время впервые применил его в работе со спортсменами. Автор предостерегает от занятий аутотренингом без врачебного контроля. Вместе с тем, по его мнению, каждый спортсмен после соответствующего обучения способен сам себе по-могать без посторонней помощи. После опубликования метода Шульца появилось много вариантов аутотренинга, в том числе учитывающих не только специфику разных видов спорта, но и разработанных индивидуально для каждого спортсмена.

      Характерно, что многие спортсмены, даже незнакомые с трудами психологов, интуитивно приходят к необходимости саморегуляции. При этом очевидна взаимосвязь между интеллектом человека и возможностями использования психологической саморегуляции. Замечу, что победители крупнейших соревнований, как правило, высокоинтеллектуальные личности, а многие сегодняшние чемпионы и призеры практически во всех видах профессионального спорта применяют методы саморегуляции, ими самими модернизированные для самих себя.

      Аутотренинг является одним из важнейших рычагов самовоспитания человека как личности. К числу особенно ценных результатов систематических психорегулирующих тренировок относятся:
   •  развитие мышления;
   •  лучшее познание и понимание самого себя;
   •  повышение общей эрудиции;
   •  развитие волевых качеств, самостоятельности, устранение ненужных колебаний при выборе средств и методов ведения спортивной борьбы;
   •  снижение тревожности в повседневной жизни;
   •  у спортсмена организуется "внутренняя речь", он отдает самому себе приказы, обязательные для исполнения.

      Действительным средством снятия нервного и мышечного напряжения, к которому с недавнего времени у нас чаще всего стали прибегать, является медитация. Суть ее в умении ввести себя в состояние полной безмятежности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Зародилась медитация в индийской и буддийской йоге, развитие получила в духовных упражнениях иезуитов, в учении мусульман-суфиев и в некото-рых школах психоанализа, направленных на совершенствование личности. Иногда ее называют гигиеной души. Индийский физик Махариши Махеш-Йога в целях приспособления техники йоги для "западного" человека, создал так называемую "трансцендентную медитацию". Она получила особенно широкое распространение в США в 60-х годах XX века.
      К настоящему времени в Америке медитация используется как здоровыми людьми (в том числе в спорте), так и при лечении наркоманов, алкоголиков, для снятия у больных тревоги, бессонницы и нервного напряжения. Медитация, в отличие от аутотренинга, не требует перестройки сознания. Наоборот, она предполагает устранение культовых, рели-гиозных и других наслоений. Поэтому медитировать - это значит уединиться, выбрать любую удобную позу и войти в состояние "ничегонеделания" и полного отрешения от ок-ружающей действительности. Значимы в это время лишь дыхательные упражнения, о ро-ли которых еще в 1950 году писал Герман Гессе: "...Я сумел убедиться, что наилучшим внешним подспорьем для достижения внутреннего покоя могут, в самом деле, служить дыхательные упражнения".

      Известный американский специалист по проблемам долголетия Поль С.Брегг считал, что между рождением человека и смертью лежит жизнь, полностью зависящая от дыхания, этой невидимой пищи, без которой не прожить и 5 минут. "Я знаю, - писал Брегг,- что мы - машины, работающие на воздухе. Я знаю, что кислород...один из величайших поставщиков энергии. Между вдохом и выдохом образуется вакуум. И до тех пор, пока мы пользуемся эти динамическим насосом, мы будем жить... Более 50 лет я изучаю долгожителей и обнаружил, что все они - медленно дышащие люди. Я обнаружил, что чем глубже дышит человек, тем меньше дыханий он производит в минуту, тем длиннее его жизнь... Вот уже в течение многих лет при пробуждении я произвожу несколько медленных и глубоких вдохов и выдохов. В течение дня я периодически повторяю такие дыхательные движения". Словам Брегга можно полностью доверять, ибо он доказал их правильностью всей своей долгой активной жизнью. Ученый умер в 1976 году в возрасте 95 лет, находясь в хорошей спортивной форме, и не от старости, а в результате трагического случая: во время катания на доске у побережья Флориды его накрыла огромная волна. К сожалению, спасти Брегга не удалось. Патологоанатом установил, что сердце, сосуды и все внутренние органы этого удивительного человека были в превосходном состоянии.

      Но - возвратимся к медитации. Глубокое спокойное дыхание - лишь часть этого ме-тода. Главное в нем - способность почувствовать некое просветление, внутренний зов к полному покою и свободе от каких-либо переживаний. По мнению Э.М.Рутман, автора интересной книги «Надо ли убегать от стресса», «медитация - это не то, что человек мо-жет или должен сделать в любой момент времени, а нечто возникшее скорее по вдохнове-нию, нежели по обязанности».