Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №6(30)'07

Тайное увлечение губернатора Бибикова

      История широкого бытования бильярдной игры в Киеве начинается примерно с того же времени, что и в других столицах Российской империи – Москве и Петербурге – с начала ХІХ века, когда из экзотической игры отдельных монархов и вельмож она становится достоянием публичных мест и завоевывает все больше и больше приверженцев, в первую очередь, безусловно, дворянства. Потому не случайно одно из первых упоминаний о бильярдной игре относится к Дворянскому собранию, открытому в Киеве в 1837 г.
      Бильярд и карточная игра стали самыми распространенными видами досуга. Вкус к бильярду местному дворянству привил, вероятно, киевский генерал-губернатор Д.Г.Бибиков – личность весьма колоритная, описанная Н.Лесковым в «киевских антиках». Энциклопеди ческий словарь Брокгауза и Ефрона называл его одним из лучших игроков в России, хотя не один исторический анекдот, которыми изобилует киевская биография Бибика (так называли его киевляне) не отразил этой стороны его многогранной натуры. Интерес вызывает сообщение из авторитетного словаря еще и потому, что начальник края был одноруким. Левую руку он потерял, будучи совсем молодым человеком, в сражении под Бородином.

      Популярности игры в городе способствовали многочисленные иностранцы – немцы, швейцарцы, бельгийцы, переселявшиеся и оседавшие в Киеве. Они открывали здесь на европейский манер кофейни, кондитерские, небольшие ресторанчики, которым неизменно сопутствовали бильярдные. Так, известный бытописатель и издатель популярной газеты «Киевский телеграф» Альфред фон Юнк описывал атмосферу «Швейцарской» кондитерской, бывшей маленьким европейским островком в патриархальном, тогда еще довольно закрытом для публичных развлечений Киеве 1860 годах: «В дни получения почты сюда стекается множество посетителей. Газеты берут нарасхват. В ожидании прочитанных газет некоторые пьют шоколад, кофе или пунш, другие играют в бильярд».

      В конце 1870 годов на Крещатике, 15 прямо напротив выстроенной недавно Городской Думы, открылась «Новая швейцарская кондитерская» Б.Семадени, снискавшая впоследствии себе славу одного из самых популярних заведений Киева. При кондитерской также имелся небольшой бильярдный зал, привлекавший местную богему – журналистов, актеров, маклеров – ароматным кофе и свежими пирожными. Здесь назначались деловые встречи, между ударами обсуждались последние городские новости, строились планы на будущее. В 1880-х годах по распоряжению начальника края из Киева была выслана целая компания игроков, избравшая полем своей деятельности бильярдную у Семадени. Современному читателю следует пояснить, что любая азартная игра на деньги, будь-то карты или бильярд, преследовалась стражами закона, хотя часто полиция после своеобразных «увещеваний» владельца заведения закрывала глаза на такое нарушение.

      Каждый уважающий себя владелец гостиницы, особенно в фешенебельной части города, считал необходимым устроить у себя хотя бы небольшой игровой зал на несколько столов. И чем богаче и изысканнее был облик гостиницы, тем больше должен был соответствовать бильярд. Принадлежности для игры – шары из слоновой кости, кии, столы, услуги по его установке предлагал Торговый дом И.Ф.Кордеса, распологавшийся в начале улицы Николаевской (современная ул. Архитектора Городецкого) напротив одной из самых изысканных роскошных гостиниц Киева – «Континенталь», славившегося также одним из лучших бильярдов в городе. Кроме того, гостиница находилась по соседству с цирком Крутикова, являвшимся в то время еще и современным концертным залом, поэтому здесь останавливались многие гастролирующие знаменитости, никогда не пренебрегавшие возможностью сыграть на бильярде. Достаточно вспомнить таких гостей «Континенталя» и заядлих бильярдистов как Шаляпин и Маяковский.

      Вот как современник описывает гостиницу «Люнивер» и бильярдную на Крещатике в 1890-х годах: «Под этой гостиницей был устроен большой светлый бильярд с большим окнами во двор. В нем помещалось пять венских бильярдов, игра на которых проходила целые сутки. Бессменным маркером в течение долгих лет здесь служил Яков, или, как его звали все, Ясь, известный киевский бильярдный игрок. Игра в пирамиду была еще неизвестна, играли большей частью в пять шаров, в кегли и в «ботифон» (Русским вариантом «живого пула» стал «Ботифон» (или «банк»), построенный на игре в «два шара»). Нередко в подобных заведениях процветала подставная игра (особенно когда на кону были большие ставки), рассчитанная на обман людей неискушенных как в бильярдной игре, так и среди местных нравов.

      Популярность бильярда не ограничивалась устройством его в публичных местах. Правилом хорошего тона со второй половины ХIХ в. стало и проектирование специальных бильярдных залов в особняках богатых киевлян. Хороший бильярд становится элементом социального престижа, хотя владелец и сам был не большим любителем этой игры. Бильярдный зал или комната - органическая часть интерьера, как, например, это было в богатом и стильном особняке Ковалевського, построенном по проекту известного киевского архитектора П.П.Алешина (угол современных улиц Шелковичной и П.Орлика).

      Необходимые принадлежности для игры выписывались из-за границы, однако и в самом Киеве, на Подоле, фирменный магазин местной фабрики Якова Левина предлагал широкий ассортимент бильярдной атрибутики, быстро находившей своего покупателя.

      За сто лет широкого развития бильярдной игры в Киеве выросло не одно поколение игроков. Бильярдный стол стал своеобразным демократизатором - он уравнивал студентов и чиновников, генералов и студентов, профессоров и приказчиков, за ним ценилось только одно качество - точно и артистично отправить шар в лузу.



Виктория Головченко