Архив Рубрики Контакты
Б&М №5(11)'04 • Интервью с зарубежными спортсменами

Михаил Мосин. Философия трик-шота.

Михаил Мосин
Философия трик-шота

Для многих артистический пул до сих пор остаётся экзотикой. Не случайно именно этот вид бильярда собирает самые большие толпы (и непременно восторженных) зрителей. На территории СНГ одним из лучших трюкачей – если не самым лучшим – считается Михаил Мосин. Сегодня он поведает нам о самой сущности трик-шота. Так что, перед Вами не просто интервью с известной личностью – это своего рода пособие для начинающих. Ведь согласитесь, что услышать об особенностях артистик-пула из уст профессионала гораздо полезнее, нежели читать правила и сухие статистические выкладки.
    Итак…

Михаил Мосин о себе:
    Я родился в пятьдесят девятом году в Москве. Впервые занялся бильярдом в семьдесят третьем. Сначала играл в русский, потом перешёл на снукер. Первое серьёзное увлечение артистическим бильярдом у меня началось с конца девяностого года, когда в Москву приезжали английские снукеристы. В перерыве между соревнованиями они показали несколько трюков, и меня это сильно зацепило. Поначалу я лишь пытался повторить то, что показывали сами англичане. Но потом раздобыл учебник, а также видеокассеты с чемпионатов по артистическому пулу и стал по ним учиться.
    Я был никому не известен, пока в девяносто девятом году не поехал на Кубок Хольстен. В рамках этого турнира проводились соревнования по артистическому бильярду. К моему великому удивлению, мне удалось победить, хотя конкуренция была серьёзная. И тогда я, наконец, понял, что это – моё.
    Если говорить об официальных турнирах, в них я начал принимать участие только с две тысячи первого года. На чемпионате Европы по артистическому пулу, который проходил тогда в Киеве, я занял почётное четвёртое место, выиграв в двух дисциплинах из восьми. И на сегодняшний день я являюсь пятикратным чемпионом Европы, - правда, пока только по отдельным дисциплинам.

О своих выступлениях:
    У меня порядка трёхсот ударов. Но любимых, которые я включил в свою программу, около шестидесяти. Я всегда работаю на зрителя. Поэтому предпочитаю выполнять эффектные трюки с кластерами. Кластер – это такая расстановка, когда шары падают вне зависимости от того, кто выполнит удар. Для публики эти простейшие трюки кажутся со стороны трудными, потому что в них задействовано огромное количество шаров. А на самом деле удар с тремя шарами может быть гораздо сложнее, чем с пятнадцатью. Для того, чтобы выполнять трюки, достаточно иметь минимальные представления об игре. Самое главное – правильно установить комбинацию. Только профессионал может понять, какой трюк лёгкий, а какой нет.
    Существуют трюки, которые я придумывал сам. Например, «Пять тараканов» - это когда в пять луз разлетаются пять шаров. На первом чемпионате Европы я придумал трюк «Москва-Владивосток» – тренировал похожий удар, а вышел производный. Ещё одно моё изобретение – «Американские горки». Есть и другие, но они до сих пор не имеют названия.

Об истории артистического бильярда:
    Трик-шот – довольно давний вид спорта. Первая книга о бильярдных трюках вышла сто семьдесят четыре года назад. Многие вещи, которые выполняются сейчас на чемпионатах мира, описывались в те далёкие времена.
    Ежегодные турниры по артистик-пулу проходили с середины восьмидесятых годов. Но официального статуса у них не было, поскольку эти шоу проводились под эгидой коммерческих организаций. Звания, присвоенные на таких соревнованиях, не имели особого веса. Оценки за выступление выставляли не судьи, а зрители – в зале находился обычный шумомер, который по аплодисментам определял кто первый, кто второй и так далее.

О соревнованиях по трик-шоту:
    С двухтысячного года были введены новые правила. Их разработали мастера американского пула, в числе которых знаменитый Том Россман. Программа выступлений содержит сорок трюков, разбитых поровну на восемь дисциплин. Дисциплины распределяются по степени сложности. Есть категория «оттяжки» - соответственно, все входящие в неё удары играются на оттяжке. Есть категория «накаты», есть «массе», «перескоки», «трик-н-фэнтези» и другие. Удары имеют оценочную шкалу, за них можно получить от пяти до двенадцати очков. На выполнение трюка отводится три попытки. За каждую неудачную попытку с игрока снимается один балл. Если Вы не выполняете трюк с трёх раз, Вам записывается поражение. Смысл соревнований – набрать наивысшее количество очков, показав наибольшее количество трюков.
    Понятие самого сильного спортсмена в артистик-пуле весьма относительно, поскольку многие находятся приблизительно на одном уровне. Решающую роль играет умение адаптироваться к столам, на которых проводится соревнование. Очень многое зависит от сукна, освещения, резины. Перед началом чемпионата на сорок номеров отводят около двадцати минут подготовки. Ты успеваешь опробовать пять, максимум семь трюков, а все остальные делаешь буквально вслепую. Человеку, который уже знает стол, значительно легче. Поэтому, чтобы как-то уравнять шансы, надо давать спортсменам больше времени на подготовку.

Курьёз:
    На чемпионате Европы в Киеве был такой случай – перед началом дисциплины я вижу, что Богдан Волковский старается забить шар через всё поле одной рукой. Я думаю: «О, вот она, звёздная болезнь! Видимо, Богдан хочет показать, какой он великий!». А потом выяснилось, что этот удар и должен был так выполняться! Я просто не разобрался в этом заранее. Но, когда узнал, поставил два шара и выполнил трюк, как положено.

Рецепт успеха от профессионала:
    Играть надо с известной долей наглости. Уверенно идти вперёд, потому что без воли к победе ты никогда ничего не добьёшься. Важно набраться терпения и научиться играть через «не могу». Ведь для того, чтобы стать первым, нужно в течение полугода ежедневно стоять возле стола по шесть-семь часов и тренироваться, доводя каждое движение до автоматизма. Только тогда у Вас появится шанс войти в число сильнейших. Главное – начать. Осваивайте то, что Вам недоступно. Любую стену Вы сможете перелезть только за счёт усердия и трудолюбия.


Заинтересовались?
    А ведь в Украине трик-шотерам простора для развития – хоть отбавляй! И, если у Вас давно назревало желание заняться бильярдными трюками, наш журнал постарается Вам в этом помочь. Со следующего номера мы начнём печатать советы Михаила Мосина, в которых он поделится своими секретами. Дерзайте!