Архив Рубрики Контакты
Б&М №3(9)'04 • Школа бильярда Виктории Нагорной.

Короткий путь к победе. Школа бильярда Виктории Нагорной

Ответьте на вопрос, какой из видов ударов (по прямой) самый предсказуемый и не имеет большой зависимости от силы: «накат», «стоп» или «оттяжка»? Конечно — «стоп»! — ответите Вы, и будете совершенно правы. «Стоп», или «клапштос», предполагает остановку центра битка в точке прицеливания на объектный шар, то есть нам на 100 % известен выход на следующий шар.

Кроме этого, есть еще один положительный момент — биток проходит наименьшую дистанцию от одного объектного к другому, если для решения какой-либо игровой задачи использовать удар «стоп». Самое сложное в таком случае — это «правильно увидеть» очередность шаров, построить, так называемую, змейку. Необходимо научиться думать так, чтобы легко было сделать. Все гениальное — просто.

Конечно, такая тактика применима к играм «восьмерка» и «14+1», а как же быть с игрой «девятка»? В этой игре необходимо выполнять удары по шарам в строгой последовательности, учитывая нумерацию: от наименьшего номера до 9-го шара. Но опять же, делая выбор вида удара, скорости и лузы, в которую будет сыгрываться следующий шар, необходимо помнить золотое правило пула — никаких лишних движений битка на столе быть не должно.

Причин несколько:
    • на сильном ударе сложно рассчитать скорость;
    • чем длиннее траектория движения битка, тем вероятнее ошибка в направлении;
    • биток после сильного удара может столкнуться с другими шарами и стать в неудобной позиции.

Но часто бывает так, что нам необходим угол, а не прямой удар. Для того чтобы рассчитать траекторию движения битка после удара под углом, нам также пригодится понимание удара «стоп». Для этого Вам необходимо запомнить еще одно правило. Предположим, точка «А» — это центр лузы. Отрезок «АВ» проходит через центр объектного шара. Точка «В» находится на расстоянии радиуса шара от касательной к объектному шару. То есть, «В» — точка прицеливания.

Для того чтобы сыграть объектный шар в центр лузы, необходимо, чтобы центр битка (точка «С») оказался в точке «В».После соприкосновения с объектным шаром, биток движется по прямой «ВD», который является перпендикуляром к отрезку «АВ». При этом, не существует зависимости направления движения битка от изменения угла «АВС», что отражается только на скорости его перемещения на столе. Чем шире угол «АВС», тем меньше скорость.

При «накате» и «оттяжке» направление перемещения битка напрямую зависит от ширины угла. Поэтому движение битка при «накате» происходит по одной из прямых, которые находятся в секторе «АВD». Соответственно «оттяжка» отображается в секторе «ВСD». Приучите себя тактически мыслить, используя удар «стоп», и Вы увидите — это самый короткий путь к победе.