Сколько профессиональных игроков ушли из снукера за последние десятилетия? Наверное, несколько тысяч. В снукере, как и в любом другом виде спорта, лишь немногие достигают вершины. И лишь эти несколько десятков имен постоянно на слуху. Тех, кто не достиг вершин или завязал со снукером, гораздо больше. Однако те, кто по тем или иным причинам уходят из большого спорта, сразу выпадают из прицелов теле- и фотокамер, о них быстро забывают болельщики, и ненамного дольше помнят журналисты. Но ведь жизнь на этом не заканчивается. Интересно, чем же сейчас занимаются бывшие виртуозы кия? [imgleft=8537]
Сколько профессиональных игроков ушли из снукера за последние десятилетия? Наверное, несколько тысяч. В снукере, как и в любом другом виде спорта, лишь немногие достигают вершины. И лишь эти несколько десятков имен постоянно на слуху. Тех, кто не достиг вершин или завязал со снукером, гораздо больше. Однако те, кто по тем или иным причинам уходят из большого спорта, сразу выпадают из прицелов теле- и фотокамер, о них быстро забывают болельщики, и ненамного дольше помнят журналисты. Но ведь жизнь на этом не заканчивается. Интересно, чем же сейчас занимаются бывшие виртуозы кия?
На такие мысли меня натолкнули записи в старом блокноте - стенограммы пресс-конференций давно забытых матчей конца 90-х годов. Один из таких матчей, которые всплывают в памяти, связан с именем Ника Уолтера - хорошего игрока и отличного парня. Он был в топ-64, но так и не сумел пробиться в топ-32.
В 1999 году он квалифицировался на Чемпионат мира и обыграл легендарного канадца Алена Робиду, погрязшего тогда в ужасной череде поражений. Но матч, который меня тогда потряс, случился ещё на стадии квалификации.
Ник вел 9-0 в матче с Родом Лоулером (в матче до 10 побед). Вечерняя сессия должна была стать победной точкой в этом матче. И хотя Род начал эту сессию с двух выигранных фреймов, не было ни малейшего повода для паники. Но, когда счет стал 9-4, Ник в перерыве выглядел, скажем, немного менее расслабленно, чем до начала сессии.
А когда счет стал уже 9-8, он имел уже полное право поймать мандраж. Теперь уже на чаше весов психологического настроя у его соперника лежала тонна уверенности - Лоулер мог войти в историю, доведя этот супер-камбек до победной концовки.
Но он не довел. Ник выиграл 10-8, и на его лице читалось такое облегчение, как будто он только что выиграл титул чемпиона мира. Ник Уолтер тогда дошел до 1/8 финала в Крусибле, но несколько лет спустя он завершил спортивную карьеру. Он признал, что снукер не дает ему того образа жизни, которые ему хотелось бы, и решил искать что-то другое.
Ник Уолтер был весьма успешен в снукере, но понимал, что ему, скорей всего не стать чемпионом мира, и решил, что снукер не стоит всей жизни. Поэтому Ник решил искать другой путь реализации своих мечт.
Однако, если вы всю жизнь играете в снукер и у вас нет высшего образования и/или специальности - то альтернативы довольно туманны. Конечно, учиться никогда не поздно, и навыки всегда можно получить, но если снукер - это всё, о чем вы мечтали в детстве, то даже думать о смене зелёной поляны с россыпью разноцветных шаров на что-то другое - довольно сложно.
Каждый месяц журнал "Snooker Scene" проводит опрос среди игроков, и один из вопросов - чем бы вы занимались, если бы не были профессиональным снукеристом? Большинство игроков затрудняются дать ответ.
Конечно, на заре снукерной эры у игроков были профессии до того, как они становились снукеристами. Терри Гриффитс был почтальоном. Рэй Рирдон - полицейским. Джо Джонсон работал слесарем. Деннис Тейлор трудился на бумажном заводе.
Профессиональный снукер дал этому поколению уникальную возможность - возможность разбогатеть, занимаясь спортом, который они безумно любили.
Для более поздних генераций игроков "жизнь после снукера" выглядит гораздо более сложной и неопределенной. Некоторые становятся таксистами, некоторые держат пабы. Как и все другие люди, они просто занимаются тем, что умеют, чтобы заработать на жизнь.
Сильвино Франсиско, победитель British Open 1985 года, который провел 3 года (1997-2000) в тюрьме за любовь к марихуане, сейчас работает в рыбном магазине.
Денни Фаулер, находившийся в топ-32 в конце 80х - начале 90х годов, известен, как уборщик мусора. Я слышал, что вскоре после ухода из снукера он какое-то время работал развозчиком на ферме. Канадец Кирк Стивенс, чья жизнь и карьера сильно пострадали от наркозависимости, всерьез погрузился в работу автодилером. Какое-то время он даже успел поработать лесорубом, но отказался от этого занятия, обнаружив у себя боязнь высоты.
Хороший друг Ника Уолтера Ян МакКаллох основал собственную компанию North West Sports Events, которая занимается продвижением выставок и корпоративных мероприятий с участием спортсменов. Ян всегда был трудолюбивым, и никогда не ждал, что успех просто свалится на него с неба. Он также работает на радио William Hill.
Майкл Холт получает степень по экономике и бизнесу в Open University - британском высшем учебном заведении, предоставляющем возможность дистанционного обучения. У некоторых профессиональных игроков, таких как, например, Али Картер есть свой бизнес (а в случае Али - ещё и лицензия пилота).
Конечно же, даже после завершения спортивной карьеры, есть разные возможности всё равно остаться в снукере. Некоторые игроки открывают клубы. Некоторые становятся тренерами (Алан Тригг, например). Вот только судьями почему-то не становятся...
Некоторые идут на телевидение. На этой стезе самым успешным стал Нил Фоулдс - благодаря тому, что кроме знания снукера, он имел также широкий кругозор и хорошо поставленную речь.
Спортивная карьера может быть очень короткой. Она также может быть абсолютно невыдающейся. Но я подозреваю, что многие экс-профи, которые ушли из снукера в "обычную" жизнь, часто втайне мечтают о том, чтобы вернуться. Одно дело - самому уйти из снукера, и совсем другое - "выселить" снукер из себя. [sign]По материалам блога [href=http://snookerscene.blogspot.com]Snooker Scene[/href][/sign]