Б&М №4(40)'09 • Международные турниры
Путешествие в будущее Владимир Синицын о «SangSom 6–red World Grand Prix»
Материал я назвал именно так вовсе не случайно. Официальный тайский календарь основан на Буддийской Эре и отличается от нашего на 543 года. Так я попал в 2552-й год. Все турнирное действо проходило в шикарном отеле "Montien Riverside Hotel", который, как следует уже из названия, располагается на живописном берегу полноводной реки Чаопрайя неподалеку от высоченного вантового моста, пропускающего под своим чревом океанские суда. Отель не так уж нов, но отвечает всем нормам категории "Пять звезд" и отличается какой-то особой фешенебельностью. В нем 27 этажей.
Игры проходили на восьми столах в просторном зале на пятом этаже, а на первом располагался зал с четырьмя столами для тренировок. На тренировочных столах (как и на турнирных) было сукно "десятка", а не "турнирное", к которому привыкли британские профи. Впрочем, все турниры в Китае (в том числе и рейтинговые) играются именно на сукне десятого номера, а поэтому такой уж диковинкой это не стало. Строго по расписанию в банкетном зале на 4-м этаже началась церемония открытия турнира.
Открытие началось с вступительной речи главного организатора турнира господина Синдху Пулсирвонга, являющегося одновременно президентом Федерации снукера Таиланда и президентом Азиатской Ассоциации бильярдного спорта. Именно с его подачи два года назад быстрый вариант снукера (6 красных) был введен в программы Сиамских Игр, а позже стал проводиться и чемпионат Таиланда по шести красным. Более того, дважды президент сообщил, что и на предстоящих скоро Азиатских играх снукер будет представлен именно в этом варианте - шесть красных. Он же поприветствовал всех и сообщил, что призовой фонд турнира увеличен по сравнению с прошлым годом ровно вдвое. При этом количество приглашенных британских профессионалов оказалось таким же - ровно 20. Остальные 28 игроков были из Азии, Африки и Австралии и следует отметить, что все они за исключением игроков из Вьетнама, Мьянмара и Японии, оставили своей игрой отличное впечатление. Среди них были бывшие, будущие и действующие игроки мэйн-тура. В мировой снукерной политике все не так просто. К слову, в Бангкоке не было игроков из Китая и Малайзии (и вовсе неслучайно!), на чемпионат мира среди юниоров поедут представители только двух (!) стран Европы и еще целый ряд других моментов
10 утра по тайскому времени соответствует 4-м часа утра в Британии. Некоторые британские игроки так и говорили, что дома они ложатся в то время, когда тут нужно вставать. Лучшим доказательством трудностей побудки стало то, что уже во второй сессии случилось опоздание на матч... Джона Хиггинса на следующий день после неофициальной части открытия турнира. За все время пребывания в Таиланде положительные эмоции и высокая степень комфорта (в быту и в общении) создавали крайне благоприятный фон. Негатива практически не было. Но вот об одном неудобстве я должен поведать, только заранее прошу не смеяться.
Дело в том, что мы с сибиряком Сергеем Рябининым, директором направления снукер Федерации бильярдного спорта России, (да и все остальные участники, и гости турнира) за время турнира откровенно ... мерзли. Для справки: в Бангкоке в эти дни температура была от 29-ти до 31-го градуса по Цельсию со знаком "+". А вот мерзли мы и не на шутку в игровом зале. Местный Оймякон (полюс холода) находился у ТВстола. Там ожидалось наибольшее скопление публики, да и дополнительное освещение грозило повысить температуру. Тут уж организаторы явно перестарались с охлаждением. От потолка спадали мощные потоки ледяного воздуха. Все телеоператоры работали в куртках, в которых впору было отправляться на ледник.
Вход в зал для зрителей был свободным (!). Но это не все! При входе они заполняли купоны, а после каждой сессии проводилась лотерея, победитель которой получал белую майку с логотипом турнира. На ней удобно было проставлять автографы звезд. Этажом ниже был установлен еще один стол, на котором зрителям предлагалось на время забить шесть шаров, стоящих у луз. Забить несложно, трудно быстро бегать вокруг стола. Победителям этого турнира ежедневно вручался снукерный кий. Очень строго зрители соблюдали нормы поведения: не шумели, не пользовались мобильниками и не использовали "вспышки", что говорит об их высокой культуре поведения на снукерных турнирах.
Третий игровой день оказался самым длинным. Сами игры продолжались по обыкновению часов до 10-ти вечера. Но в 23.00 должна была проходить жеребьевка этапа плей-офф, на которой присутствовали практически все игроки, продолжавшие борьбу
Я постараюсь проанализировать этот укороченный вариант снукера. Это весьма актуально в связи с тем, что до этих пор никто из специалистов такой анализ не проводил. Даже удивительно, что в Бангкок не приехал никто из британских журналистов и представителей WSA. А ведь профессионалам в этом сезоне предстоит сыграть три турнира по "6-red".
Профи пока не определили оптимальный вариант начального удара. Плоский удар (без бокового вращения) применялся так же часто, как и привычный с посылом битка от трех бортов за болкерную линию к короткому борту. Кстати, одна из причин неудачного выступления Шона Мерфи кроется как раз в том, что он так и не нашел успешный вариант вступительного удара, предоставляя соперникам атаку при первом же подходе к столу. Из шести красных пять, как правило, расходятся довольно далеко, а один остается под розовым. При широко разбросанных красных возникают проблемы с проводкой битка. А при удачном разбое и постановке битка в снукер, что встречалось, не так уж редко, возникают, куда большие проблемы, чем в классике.
Дело в том, что отсутствуют плоскости из трех-четырех шаров, к которым из снукера в дебюте фрейма обычно прислоняют биток. Большинство выходов из снукера производят ударами от двух бортов с попыткой попасть по красному по касательной и увести биток за болкерную линию. Такой вариант выхода из снукера успешно реализует в классическом снукере разве что Марко Фу. Впрочем, его начинание было подхвачено, и так играют уже многие.
Интересные ситуации возникают, когда не удается по ходу серии вывести на игру тот последний красный, что остается под розовым. Если спрятать биток за коричневый шар, стоящий на родной отметке (или просто на осевой линии - за синим или тем же розовым), то выход из подобного снукера становится чрезвычайно проблематичным (представьте себе эти позиции и вам останется согласиться со мной). Не так уж часто игрокам удается решить исход фрейма за один подход. Если же у каждого из соперников было по результативному подходу, то судьба фрейма решается уже в эндшпиле. На последнем красном появляются снукерные мотивы. Вот почему концовки могут занимать порою по 10 минут. Мы же знаем примеры, когда только при розовом и черном на столе фреймы доигрывались за 12-13 минут. А при шести цветных шарах, стоящих не слишком удобно, концовка изобилует тактическими уловками.
Гадать нечего! Этому упрощенному снукеру суждена своя история. Путевку в жизнь ему дали в Таиланде, но почин готовы подхватить в других странах. Так, президент IBSF Паскаль Гийом намерен вынести на обсуждение вопрос о проведении чемпионата мира по "6-red" под эгидой возглавляемой им федерации наряду с чемпионатом мира по классике.
Руководство EBSA, всерьез задумались о том, чтобы все женские турниры в Европе проходили только в формате "6 красных". Что касается Азии, то игра "6-red" уже включена в программу Азиатских Игр. Есть примеры продвижения этого варианта снукера и на нашем пространстве. В Украине, например, по таким правилам проводятся этапы Кубка страны.
Начинались игры с выбыванием...
Жеребьевка породила интересные пары игроков. Особенная интрига ожидалась в парах Эбдон - Трамп, Уайт - Мерфи, Стивенс - Бинэм, Харольд - Хокинс, Уоттана - Перри и, пожалуй, Уильямс - Махиттхи. В борьбе за выход в четвертьфинал Марк Кинг уверенно обыграл Майкла Холта - 6:2. После этого в активе Марка было 7 проведенных матчей и нереально блестящая разность фреймов - 37:10. Тчепчая Ун-ну впервые в жизни играл с действующим чемпионом мира и не выдержал влияния авторитета Джона Хиггинса, а Кен Доэрти ничего не смог противопоставить Марку Уильямсу. Сложил свои полномочия прошлогодний чемпион Рикки Уолден, проигравший в решающем фрейме Джимми Уайту. Уоттана к неописуемому восторгу публики обыграл Райана Дэя, а Стюрт Бинэм вел 5:2 в матче с Качайвонгом, но проиграл 4 фрейма и весь матч.
Четвертьфиналы игрались до семи побед. Хокинс и Уильямс с одинаковым счетом 7:5 победили тайцев (соответственно Уоттану и Качайвонга). Но главные события развернулись в матчах британцев. Джадд Трамп уверенно переиграл Джона Хиггинса, о чем свидетельствует и счет - 7:2. Как только этот матч завершился, всеобщее внимание приковала встреча между Кингом и Уайтом. Уже стало ясно, что титул победителя турнира на этот раз достанется левше. Все трое, уже вышедшие в полуфинал, играли левой, да и Кинг с Уайтом тоже левши. На турнире осталось только выявить победителя. Даже после проигрышей Джимми Уайт не терял своей величественной осанки. А уж по мере приближения к финалу в его облике, походке и жестах стало еще больше какой-то особой величавости. Уайт очень хотел выиграть! Он не стоял с кубком в руках уже пять лет.
Финальный матч Джимми традиционно начал неважно - 0:2. У него были победные матчи, которые он начинал и со счета 0:3. Положение удалось выровнять: 2:2 и 4:4. Более того, с этого счета Уайт ушел вперед - 6:4. Барри сумел сравнять счет - 6:6. От победы каждого отделяло два фрейма. Эти два победных шага удалось сделать 47-летнему Джимми Уайту. В ночной тишине (а было уже заполночь) раздался гром заслуженных оваций. Джимми прошел сильных соперников, показал красивую игру и стал одним из трех игроков, кому покорился тайский максимум - 75 очков. Пробиться к победителю с поздравлениями было практически нереально.
...Так и завершился этот замечательный турнир.
Еще несколько заметок об интересной стране. Живут тайцы совсем неплохо. Население большое - 67 миллионов. Но безработицы нет. И это немудрено! Вот у входа в зал были столы, с которых шла продажа различных кондитерских изделий. Сколько лиц должны быть у прилавка, длиной метра три? У тайцев их было четыре. "Напиток" разливали трое, хотя нельзя сказать, что у этого бара постоянно толпились зрители (и участники). Двери в отель открывали двое.
В сфере обслуживания все чрезвычайно обходительны, да и в целом тайцы очень вежливы и приветливы. Очень радовала тайская кухня. Независимо от категории заведения все готовилось у нас на глазах, и все было свежайшим. Чрезвычайно вкусными были фрукты - необычные на вид, но сочные и сладкие. Цены на все оказались приятно низкими.
Мы успели в воскресный день посетить единственный в Таиланде православный храм, построенный в 2008-м году (второй строят в Патайе). Там нам удалось пообщаться с представителями русской диаспоры Таиланда. Оказалось, что в Бангкоке проживает не так уж мало русскоязычных граждан. И к ним - вовсе не туристам - отношение также очень хорошее.
Я не прощался с Таиландом, я говорил ему "до свиданья" - "сват ди".
Редакция журнала "Бильярд&Магазин"
выражает искреннюю благодарность
Владимиру Борисовичу Синицыну
за предоставленный для публикации материал.