Архив Рубрики Контакты
Пред. стр.

Б&М №3(39)'09

Удары: скат, ползунок, француз

Скат

      Это удар, при котором свояк забивается на тихом ударе при любой резке. Почему на тихом и как это объяснить? Это уже физика. На тихом ударе кием в центр шара, он через несколько сантиметров начинает катиться. При ударе ниже центра это расстояние несколько увеличивается, при ударе выше центра – уменьшается.

      Кориолис установил, что: «Когда удар происходит в финальном состоянии своего шара (состояние качения), то для получения наибольшего возможного отклонения своего шара после удара, т.е. угла отклонения в 33 градуса, нужно, чтобы его центр был направлен приблизительно к видимому краю противоположного шара»

      Угол финального отклонения – угол, между линией движения своего шара до удара и направлением его движения в финальном состоянии, т.е. когда он начнет катиться.

      На рисунке показаны траектории шаров, когда свой шар перед ударом в чужой находится в стадии качения. Для получения наката чем сильнее удар, тем точка удара кием должна находиться выше центра шара, чтобы шар за счет трения о сукно успел «докрутиться» и начал катиться. При ударе в точку выше центра шара на 0,4 радиуса, он сразу начинает катиться. Когда шар перед ударом о другой шар катится, прямолинейные участки траектории параллельны друг другу независимо от силы удара.

      Точками на рисунке обозначен конец криволинейного участка движения шара.


      На тихих ударах криволинейный участок траектории практически не виден. Исходя из сказанного, угол между линиями а) чужой шар – луза б) свой шар – чужой шар, должен быть не более 33 градуса. Если он равен 33 градуса, целиться надо по касательной к чужому шару. Если этот угол меньше 33 градусов, целиться надо или тоньше указанной точки или толще, если при этом шар вращается вокруг вертикальной оси, он, в зависимости от направления вращения, изменяет траекторию финального участка на несколько градусов в ту или иную сторону.

      Естественно, в игре никто не производит какие-либо расчеты, но т.к. криволинейного участка практически нет, игроки, не зная никакой теории, быстро запоминают резку, при которой шар идет в лузу.

      При игре в «московскую пирамиду», когда шар играется «с руки», игроки, ставят шар на привычную резку (не обязательно по касательной) с учетом применяемого винта.

      Качение - частный случай общей закономерности: «При одинаковом отношении скорости вращения шара к скорости поступательного движения, финальные участки траектории своего шара параллельны независимо от силы удара».

      При ударе кием в одну и ту же точку на шаре, это отношение постоянно и не зависит от силы удара, но оно быстро меняется при движении из-за трения о сукно, пока шар не начнет катиться.


Ползунок

      Этот удар изобретен как средство борьбы с некачественным инвентарем. Когда чужой шар стоит близко к лузе, игроки стараются, забив его, оставить свой шар поближе к этой же лузе. Сделать это легче всего на тихом ударе. Но, если расстояние между шарами 0,6 – 1,5 метра (больше не рекомендуется), шар, из-за неровностей стола или грязи, на тихом ударе «уводит» от прямой линии. Чтобы минимизировать это явление, и применяется "ползунок". Шар в этом случае ударяют несколько сильнее на предельно возможном ударе под низ шара. При этом шар вначале скользит, имея обратное вращение, затем скользит, набирая скорость прямого вращения, быстро теряет скорость, и, на подходе к чужому шару, начинает медленно катиться. Трение скольжения в десятки раз больше, чем трение качения.

      Т.к. шар движется медленно, на начальном участке хорошо видно, как шар скользит без вращения, как бы ползет. Отсюда и появилось это название. Наиболее четкое определение этому удару дал Гиви Анфимиади в своей книге «Самоучитель игры на бильярде»:

      Ползунок – мягкий удар ниже центра битка в точку, находящуюся на расстоянии 2/3 от центра шара (после такого удара шар не катится, а как бы ползет).

      В последнее время этот термин начали применять и в другом понимании.

      В новой редакции «Азбуки бильярда» (2007г.) А. Лошаков к терминам «накат» и «остановка» добавил слова - «на ползунке». Например: накат на ползунке – разновидность нижнего наката, при выполнении которого наносится «глубокий» удар под самый низ битка.


Француз

      В.И.Гофмейстер в своей книге «Биллиардный спорт» (1947г.) так описывает этот удар, объясняя «удары в верхний правый (левый) сектор шара": Когда играемый шар стоит плотно у борта, удар наносится в «лоб» играемого шара и придается сильное «эффе» битку. Последний, отбив шар и потеряв большую часть поступательной энергии, вследствии винтообразного вращения, пойдет по борту в лузу.

      Я с этим ударом познакомился 55 лет назад. Маркер, лучший игрок Киева (я тогда жил в Киеве) по «Русской пирамиде» Сергей Воронежский, предложил на спор, на небольшую сумму, забить шар с трех попыток. Шары стояли по длинному борту. Свой -в районе «дома», а чужой плотно на борту между средней и угловой лузой. Я не поверил и согласился. К моему счастью и большому удивлению маркера, он не забил этот шар. После этого, поняв суть удара, я от повторной серии отказался, а, потренировавшись немного, сам исполнял этот удар на спор.

      В то время отдельного названия такому удару также не было. Он был просто одним из фокусных ударов.

      Лет 15 назад в некоторых высказываниях такой удар начали называть «волчек», а позже и «француз». У нас тогда, почему-то прижился термин «Ростовский».

      Таким образом, говоря об этом ударе, всегда подразумевалось, что чужой шар стоит плотно на борту.

      Следует отметить, что в те времена этот удар зачастую не представлял большой сложности, т.к. на столах была выбита «дорожка», а резина бортов была не очень упругая. Нередко из-за неровностей плит стола или неправильной установки у отдельных бортов был покат в сторону борта.

      Поэтому, если даже свой шар стоял в удалении от борта и создавался угол до 20 градусов, при ударе почти в лоб шара, шар все время притягивало к борту, а составляющая скорости шара, перпендикулярная борту, быстро «гасилась» бортом, после чего шар начинал двигаться по борту. На новых столах с упругой резиной гораздо сложнее стало делать и «французы», т.к. мягкая резина сильно отбрасывает шар. Поэтому там, где не выбита «дорожка» у борта, «французы» исполняются, когда оба шара стоят на борту. В этом случае чужой шар, ударившись в губки, отражается по малой диагонали, освобождая путь битку. (Кстати, это один из вариантов отыгрыша, когда два шара стоят плотно на борту. Свой тогда играется на клапштосе).

      Такой же удар возможен, когда биток стоит в нескольких миллиметрах от борта. Если чуть больше, при ударе в лоб чужой не попадает в губки, возвращается и получается контртуш. В этом случае «француз» лучше играть к себе в угол на оттяжке.

      Есть еще один удар, который часто выполняется в игре при углах до 20 градусов.

      Этот удар выполняется "прокатом" и опять же с боковиком. Биток, после соударения с чужим шаром, идет, практически, по прямой линии под небольшим углом к борту. При таком ударе этот угол часто настолько мал, что чужой шар по такой траектории не падает. Но, если в этом случае биток не «зацепит» ближнюю губку, он «завинтится» в лузу. Опять же, если угол мал и биток «зацепит» губку лузы, он отразится от противоположного борта и будет контртуш.

      При ударе «прокатом» шар не обязательно должен стоять у борта, что часто бывает в игре. В этом случае шар будет двигаться также почти по прямой, но угол к борту будет больше.

      При указанных ударах сила удара может быть любой, но свой шар должен двигаться медленно. Естественно, при этом точки соударения будут разные, т.к. есть небольшой накат и очень небольшая дуга.

      Основное отличие «француза» от всех остальных ударов в том, что при ударе «французом» шар, если «зацепился» за борт, он не может не упасть. Таким образом «француз» -это удар, при котором биток после соударения медленно идет по борту, сильно вращаясь вокруг вертикальной оси.



Rambler's Top100